Мозговой штурм – один из методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Узнать больше об этой теории, научиться развивать свой творческий потенциал и решать сложные задачи нестандартными подходами вы можете на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике».
1
Привидение
Некоторые люди предпочитают держаться в тени. Это неуверенность? Отсутствие идей? Они потеряли голос? Никто не знает этого, потому что они молчат. Когда их спрашивают, они часто ссылаются на других участников мозгового штурма: «Да, я согласен с ним», «Я тоже так думаю». Чаще всего Привидений просто игнорируют.
Это досадно, потому что иногда Привидениям приходит в голову мысль, о которой психотипы вроде «Босса» и «Волшебника» никогда не задумывались. В этом случае им больше подходит определение «Ниндзя». Скорее всего, это происходит потому, что у теней есть время проанализировать ситуацию. Они не вываливают все свои идеи, как это делают другие, более активные люди.
Преимущества:
- Делают заметки, наблюдают и анализируют со стороны,
- Распознают шаблоны в идеях.
Недостатки:
- Не будут просить о помощи, если задача неясна,
- Боятся высказывать “безумные” идеи,
- Отбирают энергию у более активных сотрудников.
Что с ними делать?
- Делайте комплименты, чтобы вытащить их из скорлупы,
- Используйте тихие/анонимные методы мозгового штурма, такие как брейнрайтинг, в котором они записывают идеи, прежде чем говорить о них,
- Создавайте небольшие группы со стабильным составом, чтобы они не стеснялись,
- Старайтесь придать им более существенную роль при отборе идей, что зачастую больше им по душе.
2
Волшебник
Волшебники, как правило, придумывают множество идей из воздуха. Как по волшебству. На самом деле они просто не боятся быть творческими, и их мозг заточен на генерацию идей.
Волшебники обычно очень заметны. Их возбуждает творческая деятельность, они активны и вертятся, как волчок. В большинстве случаев они довольно дружелюбны, но вполне могут агрессивно защищать свои идеи, так как считают их самыми лучшими.
Преимущества
- Их идеи более креативные, чем у других психотипов,
- Их энергия заразительна.
Недостатки
- Придумывают много неуместных идей, которые загромождают действительно ценные находки,
- Могут быть творчески деморализующими для Привидений и Критиков.
- Могут быть отвлекающим фактором для Привидений и Боссов.
Что с ними делать?
- Наличие Волшебника – необходимое условие для качественного мозгового штурма. Так что, если у вас еще не такого – срочно ищите.
- Будьте осторожны, чтобы они не бросили остальную часть группы со своими далеко идущими идеями. Следите за тем, чтобы другие психотипы полностью восприняли все их придумки.
- Волшебники могут забыть, что они проводят мозговой штурм для какой-то конкретной задачи. Они увлекаются своим творческим процессом. Периодически напоминайте им о вашей цели.
3
Боссы
Кто здесь Босс? Ну, надеюсь это вы – ведущий мозгового штурма. Тем не менее, среди прочих участников сессии могут встречаться Боссы иного рода. Как и Волшебников, их легко заметить в группе. И точно так же, как волшебники, боссы защищают свои идеи. Но не потому, что эти люди настолько творческие. Они просто хотят (зачастую неосознанно) руководить процессом. Они пытаются завести его в свои личные рамки.
Тем не менее, Боссы могут быть очень полезны на последующих этапах мозгового штурма: при отборе и оценке идей. Если нужно принимать решения, они всегда будут там. Это люди действия.
Преимущества
- Ориентированы на результат,
- Хороши в оценке и отборе идей,
- Отлично подходят для презентаций.
Недостатки
- Пытаются убедить других участников, что их идея единственно правильная,
- Если в группе есть два и больше босса, они начинают конкурировать и выяснять, кто лучше. В результате получается спор, а не мозговой штурм.
Что с ними делать?
- Попробуйте поговорить с боссом до сессии. Объясните ему, что их лидерство и напор могут угнетать других участников. В большинстве случаев он воспримет это как комплимент,
- Дайте им определенную задачу во время сессии. То, что могут сделать только они. Таким образом, они не будут мешать остальной группе.
- Держи себя в руках. Вы – Ведущий. Стойте твердо, но оставайтесь дружелюбными.
4
Помощник
Помощники – ваши друзья, по крайней мере, они пытаются быть ими. Они делают все, чтобы помочь вам успешно провести сессию. Их интересует не столько результат, сколько сам процесс. Зачастую их активность приводит к тому, что они могут отчуждаться от остальной группы.
Преимущества
- Предлагают интересные новые идеи и методы, как улучшить сессию,
- Рады попробовать новые методы мозгового штурма,
- Очень старательно помогают с организацией сессии.
Недостатки
- Могут мешать ведущему и задерживать работу,
- Если Помощник больше времени тратит на ведущего, а не на команду, у последней будет меньше синергии.
Что с ними делать?
- Убедитесь, что Помощник поддерживает связь с другими членами группы. Продолжайте возвращать его обратно в команду.
- Дайте Помощнику свое специальное задание, чтобы он почувствовал себя польщенным, или даже лучше: дайте ему групповое задание.
5
Критик
Именно этих участников больше всего боятся ведущие. Критик не верит в этот мозговой штурм, в эту команду, в этот метод, в вас, в эту компанию, в весь мир. И критик не слишком стесняется давать людям об этом знать. Заклятый враг творческой сессии!
Вы можете задаться вопросом: «Что критик вообще делает на этой сессии?» – именно так думает и сам Критик. Но скептики существуют не просто так, верно? Правильно! Превратите вызов в возможность и используйте особенности Критика во благо. Так же, как и для Босса, набор навыков Критика вступает в свои права на оценочном этапе сеанса.
Преимущества
- Не боятся быть честными,
- Могут придумать альтернативные методы,
- Отлично подходят для оценки и отбора.
Недостатки
- Убивают энергию в команде,
- Боссы могут почувствовать в них угрозу.
Что с ними делать?
- Начните сеанс с объяснения, что критика ценна, но заставьте их «сохранить» ее для второго этапа сеанса.
- Признайте их опыт публично, все еще дистанцируясь от их критики.
- Четко регламентируйте сессию. Объясните правила и добейтесь их выполнения всеми участниками. Критик должен знать границы дозволенного.
- Готовясь к сессии, подумайте, кого пригласить. Убедитесь, что в группе не будет слишком много критиков. Или любого критика вообще!
Заключение
Минус многих креативных методик в том, что они не учитывают особенности человеческой психики и ее влияния на групповой творческий процесс. Понимание психотипов в мозговом штурме поможет более качественно организовывать этот процесс и не просто нивелировать человеческий фактор, но и обратить его на пользу. Кстати, эта классификация подходит и для других креативных методик.