Site icon diplomilirist.ru

Бизнес-этика: концепция тройного критерия

С каждым годом этика все глубже проникает в бизнес и становится его неотъемлемой частью. Она представляет собой свод правил, которые основываются на традиционных человеческих ценностях, которых придерживаются члены организации. Этика бизнеса распространяется на клиентов, работников компании и ее партнеров.

Само слово «этика» обычно употребляется в двух смыслах. В первом, этика — это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Во втором, под этикой понимается совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Этика предпринимательства не может возникнуть по собственному желанию. Ее формирование — достаточно сложный и медленный процесс. Тем не менее, в наше время бизнес-этика это далеко не пустой звук.

Этика современного бизнеса включает:

Человек, занимающийся бизнесом, должен выработать в себе одну привычку: все моменты, с которыми он сталкивается в своем бизнесе, бизнесмен должен рассматривать не только с позиции собственной выгоды, но и с позиции соблюдения нравственных норм.

Концепция тройного критерия

В 1994 году американский экономист и предприниматель Джон Элкингтон предложил свою концепцию тройного критерия (Triple bottom line) в бизнесе. Она утверждает, что бизнес должен строиться на трех столпах устойчивого развития — это планета, люди и прибыль. И если с последним все понятно, то два других столпа попросту игнорируются многими бизнесменами и их компаниями.

1

Люди

Бизнес должен быть честен перед людьми, занятыми работой в этой организации, сообществом и регионом, в котором компания строит свой бизнес. Компания должна организовать свой бизнес таким образом, чтобы прибыль, хорошие условия труда и интересы инвесторов были взаимосвязаны.

2

Планета

Бизнес-компания должна не только не приносить вреда планете, но еще и выделять некоторые средства на природоохранную деятельность. Если избежать нанесения вреда не получается, желательно его хотя бы максимально минимизировать. Компания должна с осторожностью использовать энергию и невозобновляемые ее источники, сократить производственные отходы и сделать их менее токсичными. Организация должна оставить как можно меньший экологический след от своей деятельности.

На данный момент во многих странах утилизацией отходов занимаются либо правительственные, либо общественные организации.

Данная линия концепции имеет схожие черты с так называемым эко-капитализмом. Это движение «зеленых», целью которых является сохранение планеты в чистоте и порядке.

3

Прибыль

Подавляющее большинство частных компаний создаются ради получения прибыли и в этом нет ничего зазорного. Прибыль является показателем здоровья компании. И все же концепция тройного критерия указывает, что прибыль не должна ставиться непременно выше двух остальных столпов. Жажда наживы может привести к экологическим катастрофам и обману людей (будь то рабочие, клиенты или партнеры). И если компания не хочет получить большие иски, она должна выработать свою четкую стратегию, по которой увеличение прибыли компании не будет означать нарушение нравственных и общечеловеческих норм.

Впрочем, у концепции тройного критерия есть свои критики.

Критика концепции тройного критерия

Как видим, здравое зерно есть как в самой концепции, так и в ее критике, поэтому тяжело принять ту или иную сторону. Если у вас есть мнение на этот счет, поделитесь им в комментариях.

Exit mobile version