Десять стадий жизни компании

Десять стадий жизни компании

Любую компанию можно сравнить с жизнью человека. Они рождаются, развиваются, достигают пика, стареют и умирают. Можно ли привести свою компанию к пику развития и оставаться на том же уровне длительное время? Это весьма вероятно, правда потребует очень больших усилий и осознания проблем. Модель Исхака Адизеса поможет вам в этом. По своей сути она ставит диагноз, а вы должны сделать правильные выводы для того, чтобы спасти свою компанию.

Изучите все десять стадий: это может быть очень полезно. Осознание проблемы — это уже первый шаг на пути к ее решению.

Десять стадий

1

Ухаживание

На этой стадии компания не больше, чем просто мечта в головах будущих основателей. Основатели занимаются планированием, разрабатывают и тестируют идеи, занимаются мозговым штурмом. На этом этапе превалируют возбуждение и азарт, а понимания «как это сделать?» практически нет. Важна мотивация, потому что с каждым месяцем работы становится понятно, что ее предстоит просто гигантское количество.

2

Младенчество

На этом этапе основатели берут на себя риск (как правило финансовый) и создают организацию. Сейчас они фокусируются на действиях, результатах и возможностях. Только теперь основатели ощущают на себе реальное давление — либо воплотить идеи в реальность, либо умереть. Важно полностью концентрироваться на прибыли (либо будущей прибыли), чтобы выжить и развиваться.

На этом этапе почти всех основателей ждут такие сложности как:

  • Проблемы с первым товаром или услугой: дизайн, сбыт, качество.
  • Проблемы с выполнением заказов и удовлетворением потребностей клиентов.
  • Основатели тратят слишком много времени на то, чтобы справиться с проблемами, вместо того, чтобы развивать компанию и изначальные идеи.
  • Отрицательный баланс.
  • Невозможность поручения работы другим, так как слишком мало людей.

3

Первые шаги

Если компания дожила до этой стадии, значит она не только выжила, но и чувствует себя хорошо: денежный поток достаточный, продажи и доходы растут.

Адизес подчеркивает, что эта стадия может оказаться последней для многих компаний. Так как она выбралась из тяжелой ситуации, сейчас основатели могут начать вести себя крайне невежественно и самоуверенно. Они начинают думать, что теперь способны на многое, возникает нечто вроде звездной болезни.

Еще одной ошибкой на данном этапе будет диверсификация, то есть ситуация, при которой компания хочет расширить свой ассортимент. Сама идея неплохая, но еще достаточно рано для этого. Тратится масса ресурсов, компания не может концентрироваться на чем-то одном и постоянно смещает фокус своего внимания.

4

Юность

Это бурное время. Компания выросла и стала сильнее, однако основатели по-прежнему находятся под сильным давлением. На этом этапе возможны конфликты, которые подрывают мораль сотрудников.

Цели также претерпевают изменения. Компания концентрируется больше на качестве и рентабельности, чем на покорении мира. Во многих случаях она начинает нуждаться в грамотных CEO, что тоже может привести к конфликтам. Основатели сопротивляются внедрению новых людей на руководящие посты и не могут установить абсолютную монархию по разным причинам.

5

Лучшие годы

Компания достигла правильного баланса между контролем и гибкостью. На этом этапе все сотрудники четко понимают миссию компании и роль каждого в ней. Прибыль максимальна, энергия бьет ключом, цели ясны и понятны.

Однако тяжело удерживать высокую планку, поэтому некоторые команды и люди испытывают напряжение от ответственности.

На этом этапе тоже вероятны самоуверенность и самодовольство, ведь компания расширяется и дела у нее идут хорошо. На инновации выделяется меньше денег, целью становится оставить все как есть во избежание рисков.

6

Признаки старения

Эти признаки могут быть не очевидными в первое время. Однако это можно заметить по поведению людей. Например, сотрудники начинают брать на себя меньше рисков и не испытывают сильного желания начинать новые проекты. Лидеры компании становятся несменяемыми и начинают отрицать любые инновации. Их манера поведения и мышление становятся менее гибкими. Все больше становится обсуждений и собраний и все меньше идей и результатов. И как уже было сказано — такие изменения на первых порах едва заметны, зато когда становятся очевидными, уже поздно что-либо менять.

7

Аристократия

На работу начинают нанимать не тех людей, у которых масса интересных людей, а тех, кто согласен с политикой компании. Лидеры начинают даже наказывать тех, кто высказывается слишком радикально и предлагает большие изменения. Атмосфера в коллективе становится формальной и люди не высказывают своих мнений.

Аристократические организации почивают на лаврах былых успехов и не стремятся вводить инновации. Все это приводит к тому, что талантливые кадры начинают покидать компанию.

8

Взаимные обвинения

На этом этапе лидеры наконец осознают величину проблемы. Вместо решения возникающих проблем, они начинают обвинять друг друга во всех бедах. Подчиненные концентрируются на выживании вместо работы.

Начинаются увольнения, что ведет к падению морали других сотрудников. Хуже всего — начинают ходить самые разные слухи и никому уже неважно, реальные они или вымышленные.

9

Бюрократия

На этот этап ступают те компании, которые получили дополнительные денежные вливания, в противном случае наступает стадия под номером десять.

Бюрократические организации часто описывают словами «слишком большие, чтобы обанкротиться». Они производят малое количество ценностей и становятся крайне неэффективными. Большинство отделов даже не знают, чем занимаются другие отделы, царит полная неразбериха. Такие компании концентрируются на системе, процедурах и рутине. Слишком много времени расходуется на бюрократию, развитию просто нет места.

10

Смерть

Эта стадия наступает, когда деньги заканчиваются и компания закрывается окончательно.

Какие выводы можно сделать?

Десять стадий — не приговор. Вы вполне можете все изменить, если все сделаете правильно. Ответьте себе на эти вопросы:

  • На какой стадии ваша компания?
  • Какие действия стоит предпринять для того, чтобы переместиться на стадию «Лучшие годы»?
  • Должны ли вы пересмотреть свою стратегию в связи с этим?

Модель Адизеса является крайне ценной, потому что позволяет установить более-менее точный диагноз и начать «лечение». Не будьте слишком самоуверенны: если дела идут отлично, это не означает что так будет всегда, ведь все меняется. Желаем вам удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: