Site icon diplomilirist.ru

Эффект ореола

«Однажды Иванов перевел меня через дорогу, а значит, он будет отличным депутатом». «Сергеев учится на одни «пятерки», он не мог разбить мячом окно». Эти утрированные примеры основываются на так называемом эффекте ореола, которым в психологии называют когнитивное искажение, при котором отдельные позитивные признаки становятся основой и для общей оценки человека. Когда кто-то кажется нам привлекательным, мы склонны считать его и более успешным, добрым, чутким, дружелюбным, чем непривлекательного.

Эффект ореола (гало-эффект) может иметь и еще одну сторону, которую называют эффектом дьявола. Он имеет место, когда из двух подозреваемых (привлекательного и непривлекательного) более решительно обвиняют в совершении преступления именно непривлекательного.

Об эффекте ореола написал психолог Эдвард Торндайк в 1920 году в статье «A Constant Error in Psychological Ratings». Он провел исследование и выявил наличие этого феномена. Позже разные ученые проводили свои эксперименты, которые подтвердили его теорию. Первоначально Торндайк придумал этот термин по отношению к людям, однако его использование значительно расширилось, особенно в области маркетинга брендов, о чем мы еще поговорим.

В изначальном эксперименте Торндайк попросил двух командиров оценить своих солдат с точки зрения физических качеств (аккуратность, голос, физическая форма, энергичность), интеллекта, лидерских навыков и личных качеств (надежность, лояльность, ответственность, самоотверженность, сотрудничество). Его целью было увидеть, как рейтинги одной характеристики влияют на другие. И прямая зависимость действительно была – те, кто получал высшую оценку физических характеристик, были выше оценены и в остальных параметрах.

Еще некоторые примеры эффекта ореола:

Следует сказать, что некоторые исследователи и ученые считают, что у эффекта ореола имеются разумные основания. Например, что интеллект и красота наследуются. Однако практика показывает, что это далеко не всегда так.

Исследование, которые провели в 2011 году психологи Мур, Филиппу и Перретт показало, что эффект ореола может касаться и мнения об интеллекте. То есть, если человек считает другого человека умным, он ему приписывает и другие положительные качества: дружелюбие, чувство юмора, лидерские качества. Этот эксперимент расширяет понятие эффекта ореола.

Эффект ореола в рекламе

Термин «эффект ореола» используется в маркетинге, чтобы объяснить склонность клиентов покупать определенные продукты из-за благоприятного опыта работы с другими продуктами, производимыми той же компанией.

Эффект ореола также присутствует в области маркетинга брендов. Главный эффект заключается в том, что воспринимаемые положительные свойства конкретного предмета распространяются на более широкий бренд. Примечательным примером является то, как популярность iPod от Apple вызвала энтузиазм в отношении других продуктов корпорации.

Другим примером является образ бренда Subway как «полезное» разнообразие фаст-фудов. Восприятие ресторана как «полезного» заставляет потребителей недооценивать калорийность его блюд.

Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. Когда знаменитость одобряет конкретный продукт, положительная оценка этого человека может повлиять на восприятие самого продукта. Правда, со звездами существует и одна проблема: если они попадают в скандал, это может отвернуть и потребителей от этого товара и тогда мы имеем дело с обратной стороной эффекта ореола.

Дизайнеры часто пользуются этим эффектом, когда жертвуют простотой и функциональностью ради красивого образа. Правда, это зачастую не работает в долгосрочной перспективе, потому что такая стратегия бьет по репутации. Техника Apple завоевала весь мир не в последнюю очередь благодаря простому дизайну.

Если вы хотите больше узнать об эффекте ореола, рекомендуем вам прочесть книгу на эту тему: «Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение».

Эффекты восприятия

Разумеется, эффект ореола – не единственный, когда речь идет о восприятии человека другими. Нам всем присущи некоторые шаблонные неточности. Эти эффекты возникают в силу двух различных причин:

Наиболее известными искажениями восприятия являются:

Как видим, человек совершает огромное количество ошибок, когда дело доходит до восприятия других людей. Однако помните, что некоторые когнитивные искажения могут нести и положительные последствия. Не существует четкого рецепта, что правильно, а что нет. Иногда заблуждения способны привести нас к успеху, а жесткая рациональность – отвратить других от нашего общества.

Exit mobile version