Вы можете этого и не знать, но все современные (и не очень) журналисты, дизайнеры, режиссеры, игровые разработчики или художники используют так называемый эффект Ресторфф. И даже вы. Используя его, можно обратить внимание на определенный предмет, захватить фокус человека и заставить запомнить то, что вам нужно.
Эффект Ресторфф (или эффект изоляции) — особенность памяти, когда объект, выделяющийся из ряда однородных объектов, запоминается лучше других. Назван в честь немецкого психиатра и педиатра Хедвиги Ресторфф, которая открыла его в 1933 году экспериментальным путем: во время эксперимента участникам был представлен список однородных слов, среди которых находилось одно, что сильно отличалось. Результаты показали, что именно это слово испытуемые лучше всего запоминали в итоге.
Это общая закономерность. Мы лучше запомним слово или предмет, если оно или он будут отличаться от остальных, к примеру, размером, формой, цветом. Многие люди пользуются этим приемом постоянно: составляя список покупок, они подчеркивают название одного товара или выделяют его ярким цветом, чтобы указать себе на важность именно этой покупки.
Пример
Попытайтесь запомнить следующий список слов за 5 секунд:
- Прыгать
- Стричь
- Бежать
- Летать
- Синий утконос
- Читать
- Строить
- Лежать
Шанс, что вы точно запомните словосочетание «синий утконос» очень велики, потому что оно отличается от оставшихся слов тем, что является существительным, физически более длинным, а также написано курсивным жирным шрифтом. Конечно, это слишком очевидный пример, но именно это позволит запомнить его надолго (эффект Ресторфф в квадрате).
Впрочем, эффект Ресторфф имеет и обратный эффект. Если вы выделите определенное слово, то оно наверняка заберет большую часть вашего внимания и остальные слова запомнятся хуже.
Следует ли говорить о том, что этот эффект можно использовать в обучении? Чтобы научиться чему-нибудь, нужно обратить внимание, сконцентрироваться на какое-то время, после чего «положить» знание в ячейку памяти. Поэтому мы подчеркиваем важные фразы в книге, пользуемся фломастерами и карандашами. Если вы познаете гениальную простоту эффекта Ресторфф, то сможете обучаться в несколько раз быстрее.
Несоответствие и львы
Если мы хотим разобраться в причинах возникновения этого эффекта человеческой психики, то, как и во многих других случаях, нужно обратиться к истокам. Представьте, что вы — доисторический человек, который находится в поле, густо заросшем травой. Трава в нашем случае выступает шаблоном, глубоко укоренившемся в памяти и психике: это нечто безопасное. В ней вас не увидит хищник. Но тут вы замечаете, что что-то не так: трава примята, доносится нехарактерный шелест, вы замечаете сломанные ветки. В чем дело? Может рядом лев? С этим вопросом мозг подает отчетливый сигнал, говорящий о несоответствии. И вы настораживаетесь.
Одни люди называют это когнитивным искажением, другие — инстинктом, который сохранился в человеке и по сей день. И он, между прочим, даже в наше относительно безопасное время может спасти жизнь. Особенно на дороге или в общении с опасным человеком.
Как использовать эффект Ресторфф?
В маркетинге:
- Создавайте осмысленный, полезный контраст между вашим продуктом и, например, более дешевым аналогом. Вы наверняка знаете не один пример использования этой техники в рекламе, где красочная упаковка одного товара сравнивается с бесцветной другого, «неназванного» продукта.
- Этот же эффект маркетологи применяют и когда надо выделить свой продукт среди линейки ему подобных. Отсюда, например, яркие упаковки причудливой формы.
При развитии своей памяти:
- Подчеркивайте и выделяйте важные слова, которые имеют наибольшее значение для понимания текста.
- Помните, что этот эффект нужно применять осознанно, не выделять то, что не имеет смысла запоминать.
- Необычные слова, изображения и конструкции предложений запоминаются лучше, чем их типичные аналоги.
В дизайне:
- Меняйте шрифт для важного текста. Чтобы использовать этот метод, можно поменять сам шрифт, его размер, цвет и многое другое. Главное, чтобы это подходило визуально.
- Меняйте тип визуальных эффектов. Например, если большинство изображений в статьях на вашем сайте показывают людей, то смените тактику и замените их пейзажами или фотографиями предметов.
- Варьируйте фоновый цвет. Это простой способ подчеркнуть ваши основные идеи.
При изучении иностранных слов:
- Некоторые слова изучить очень тяжело. Бывает так: ну не запоминается оно, что ни делай. В этом случае нужно записать его (или их) в список, выделив среди других слов. Например, возьмите 3-4 технических термина и смешайте с кухонными.
- Когда читаете книгу на иностранном языке, выделяйте ярко-ядовитым цветом те слова, которые обязательно нужно запомнить.
Желаем вам удачи!