Site icon diplomilirist.ru

Экспериментальная теория обучения и стили обучения по Колбу

Дэвид Колб – ученый, педагог, специализирующийся на экспериментальном обучении, вопросах развития карьеры и профессионального образования. При создании своей модели обучения использовал работы Джона Дьюи, Жана Пиаже и Курта Левина, а его теория и сегодня используется  в разработке образовательных программ.

Модель экспериментального обучения

Модель Колба представляет собой цикл обучения из следующих этапов:

Эффективное обучение происходит тогда, когда человек проходит полностью через весь цикл, однако не обязательно процесс начинается с этапа конкретного опыта. Колб рассматривал обучение как комплексный процесс, где каждый этап подкрепляет друг друга и становится началом следующего. Можно начать цикл на любом этапе, но пройти следует через полную логическую последовательность, так как ни один этап сам по себе не является эффективным для обучения.

К примеру, мы решили научиться водить автомобиль. Некоторые люди могут начать свое обучение со стадии размышления, наблюдая за водителями, управляющими авто. Другой человек – с этапа абстрактной концептуализации, прочитав и проанализировав инструкции по вождению и правила дорожного движения. А кто-то может решить сразу же сесть за руль и тренироваться на тестовом курсе.

С какой же стадии экспериментального обучения начать? Здесь играют важную роль наши личные предпочтения и ситуационные переменные. Колб отмечает, что люди, считающие себя «наблюдателями», предпочитают мыслительное наблюдение. А те, кто является «человеком действия», более склонны к активному экспериментированию. Благодаря наследственности, имеющемуся жизненному опыту, требованиям нашего окружения – мы выбираем предпочтительный для себя вариант.

Стили обучения по Колбу

Взяв за основу свою модель, Дэвид Колб разработал четыре стиля обучения. Он указал, что каждый из них обладает преобладающими способностями к обучению в двух основных областях: активной/рефлексирующей и абстрактной/конкретной. Знание стиля позволяет определиться с предпочтительным методом обучения. Каждый человек выбирает его для себя, основываясь на различных факторах, таких как социальная среда, накопленный опыт, когнитивная структура личности и т.д.

Каковы же эти четыре стиля обучения и каким людям они свойственны?

  1. Отстранение
  1. Аккомодация
  1. Конвергенция
  1. Ассимиляция

Экспериментальная теория обучения Колба предложила новую точку зрения, которая отличается от традиционных когнитивных и поведенческих теорий. Она демонстрирует влияние в первую очередь опыта, а не ментальных процессов на обучение. Теория приобрела широкую известность и популярность, особенно в области образования взрослых и организационного управления, хотя и подвергалась критике. С течением времени экспериментальное обучение стало все больше внедряться в системы обучения в вузах и школах, что позволяет связывать теорию и практику и является важным условием эффективного обучения.

Автор: Денис Варяница

Exit mobile version