Site icon diplomilirist.ru

Метапознание в педагогике

Как добиться, чтобы обучающиеся получили более глубокое понимание того, как они думают, чувствуют и действуют, и чтобы при этом достигли успехов в обучении? С древности философы были заинтригованы тем, как люди развивают самосознание – способность изучать процесс своего мышления и окружающего мира. Сегодня исследования показывают, что самосознание тесно связано с метакогнитивными процессами мозга.

Метапознание (метакогнитивные процессы) – это способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание. Это навык высшего уровня,  признак высокоразвитой личности. Метапознание может принимать различные формы, оно в том числе включает знания о том, когда и как использовать определенные стратегии для обучения или решения проблем.

Три составляющие метапознания:

Словом, если человек овладевает метапознанием хотя бы на среднем уровне, он начинает осознавать свои ошибки (в том числе в мышлении), понимать, что нужно воспользоваться другой стратегией. А значит, он учится намного быстрее и эффективнее.

Метапознание позволяет людям брать на себя ответственность за свое обучение. Это включает в себя осознание того, как они учатся, оценку их потребностей в обучении, разработку стратегий для удовлетворения этих потребностей, а затем их реализацию.

Как можно использовать навык метапознания?

Успешные ученики обычно используют метакогнитивные стратегии. Вот некоторые из них:

  1. Знать пределы своей памяти для конкретной задачи и при этом создавать механизмы внешней поддержки (записи, напоминания).
  2. Наблюдать за своей стратегией обучения, а затем менять ее, если она окажется неэффективной.
  3. Осознавать, понимаете ли вы то, что только что прочитали. А затем изменить подход, если предыдущий оказался неудачным.
  4. Не читать основную массу информации, предварительно анализировать подзаголовки и ключевые слова.
  5. Регулярно тренировать осваиваемый навык.
  6. Периодически проверять себя при помощи тестов.

Стратегии метапознания в педагогике

Каждый педагог должен не только обладать метапознаниями, но и учить этому своих студентов и учеников. Это поможет им достичь больших успехов.

1

Научите своих студентов вести дневники

Один из способов помочь студентам контролировать и понимать собственное мышление – это использование личных дневников. Для начала пусть ведут их прямо во время уроков. Они должны подумать о том, как выучили то, что выучили. Или как узнали то, что узнали. Примеры вопросов:

2

Используйте технику «Обертка»

3

Задавайте вопросы, нацеленные на метапознание

Сложно найти более эффективный способ, чем задавание вопросов, когда речь идет о метапознании. Это позволяет ученикам задуматься о процессе своего мышления.

Причем вопросы ученики должны задавать себе сами, а вы – лишь предоставить им их.

4

Позволяйте размышлять вслух

Научите учеников мыслить вслух при выполнении сложной задачи.

Вы можете затем указать на ошибки в мышлении, а другие ученики используют эти советы. Это полезная стратегия, потому что помогает понять:

Если вы, как педагог, справитесь с этой сложной задачей и донесете до своих учеников важность метапознания, то можете быть уверены, что в дальнейшем многие задачи они смогут решать самостоятельно. А если не смогут, то хотя бы окажутся в состоянии сказать о том, что именно не понимают.

Желаем вам удачи!

Exit mobile version