Site icon diplomilirist.ru

Обидные слова и оскорбления: как реагировать и защищаться

Жизнь – очень интересная штука. Каждый день с нами происходят разные события, как хорошие, так и не очень. Нам постоянно приходится общаться с множеством людей, и порой это общение, к превеликому сожалению, носит не совсем положительный характер. Случаются конфликтные ситуации, бывают какие-то разногласия, а иногда мы сталкиваемся и с вовсе неадекватными людьми.

Думаем, что у каждого были случаи, когда ему говорили обидные слова и оскорбляли. И далеко не всегда мы успеваем (и умеем!) своевременно сориентироваться и грамотно отреагировать на несправедливые высказывания в свой адрес. И в результате не просто терпим, как на нас выливают «ушат грязи», но и еще и переживаем и нервничаем после этого. Поэтому давайте поговорим о том, как правильно реагировать и отвечать на досадные и обидные слова и оскорбления.

Правильная реакция на агрессию, хамство и оскорбления

Думаем, что сначала не помешает сказать несколько слов о правильной реакции на оскорбления и обидные слова вообще. От них мы никуда не денемся – в жизни в любом случае придется с ними сталкиваться, зато мы можем достаточно легко и быстро научиться их парировать. Этому нас не учат в школе, да и родители далеко не всегда рассказывают, как вести себя с обидчиками. Поэтому всему приходится учиться на опыте. Чтобы сделать этот процесс более легким и быстрым, вот несколько начальных рекомендаций:

Ситуации, когда вас оскорбляют, могут быть самые разные. И следующее, что мы хотим посоветовать, – это научиться корректировать свое поведение, исходя из особенностей этих ситуаций. Приведем несколько примеров:

Но случаи с людьми, которые реально не в себе, являются, скорее, исключением из правил. Значительно чаще приходится иметь дело с теми, кто пытается задеть нас намеренно и осознанно. Как вариант – можно использовать несколько хитрых, но колких фраз:

Главное – не оскорблять человека в ответ прямым текстом, а использовать уклончивые фразы. Кроме того, нужно помнить, что хамы и грубияны обычно специально стремятся вызвать конкретную реакцию – ответную агрессию и оскорбления. Тогда конфликт может разрастись на пустом месте или по какой-то совершенно незначительной причине. Адекватная реакция на такие выпады – это отсутствие внимания. Кстати, этот прием часто используется в психологическом айкидо и называется «провалить собеседника».

Однако «игнор» не всегда является оптимальным вариантом реагирования на оскорбления. Нередко он создает у обидчиков ощущение безнаказанности и вседозволенности, в результате чего они еще больше наглеют. По этой причине никогда нельзя оставлять без внимания, когда вас оскорбляют на рабочих местах кассиры, консультанты, менеджеры, продавцы и прочие работники. Тут лучше всего, во-первых, потратить несколько минут на написание отзыва в книгу жалоб, а во-вторых, на беседу с начальством сотрудника-грубияна.

На этом мы закончим первый блок статьи. Надеемся, что сумели донести основную мысль: реагировать на оскорбления и обидные слова нужно с умом, сохраняя трезвый рассудок даже в самых эмоционально окрашенных ситуациях. Но предлагаем еще несколько полезных лайфкахов по общению с агрессивно настроенными людьми.

Способы и приемы реагирования на оскорбления

Теперь добавим конкретики и рассмотрим несколько частных случаев оскорблений, реакции и ответов на них. Также приведем несколько примеров для того, чтобы вы могли понять принцип «работы».

Допустим, вам нужно дать достойный отпор в ответ на грубость и хамство. Выйти из подобной ситуации, сохранив лицо, можно, соглашаясь с обидчиком с невозмутимым видом. На многих людей такой метод действует, словно ледяной душ. Смысл в том, что когда кто-то оскорбляет вас, вы просто говорите: «Да, согласен» или «Слушай, да ты прав!» А после этого говорите человеку спасибо за то, что он уделил время, чтобы найти ваши недостатки и рассказать вам о них. Особенно хорошо использовать данный прием, когда вокруг есть зрители, – вы проявляете смекалку и чувство юмора, а собеседник оказывается в невыгодном положении.

Другой способ ответа на оскорбительное поведение – это сарказм. Когда кто-то пытается вас «зацепить», нельзя показывать ему, что его слова вас задевают, – это большая ошибка. Конечно, сохранять полное спокойствие не всегда бывает просто, но оно того стоит, ведь если вы покажете свою слабость, обидчик моментально поймет, что ситуация в его руках.

Как бы ни было сложно и некомфортно, всеми силами старайтесь делать вид, что обидные замечания вам «по барабану». И прекрасно справиться с этой задачей поможет, опять же, юмор и сарказм. Возьмите на заметку пару эффективных фраз, которые можно использовать в разговоре:

Придумайте для себя еще несколько аналогичных фраз, а затем проверьте, какой эффект они оказывают. Если же вам «попадется» какой-то мнительный человек, можете быть уверены, что он точно не останется к вашему высказыванию равнодушным. Впрочем, с такими людьми неплохо работают и ответы, в которых фигурирует некая «кара небесная». Вот несколько примеров:

А иногда происходит и так, когда уже хочется послать человека куда подальше, но при этом не использовать мата, ругательств и прямых оскорблений. Для таких случаев тоже есть определенные хитрости – специальные фразы и выражения типа таких:

Еще один способ реагирования на оскорбления похож на известную прибаутку «Купи слона», когда на все, что вам говорит человек, вы отвечаете: «Все говорят …, а ты купи слона!» Точно так и здесь: раз за разом слушая колкости в свою сторону, говорите человеку: «Серьезно?», «Да неужели!», «И что?», «Что дальше?», «А дальше что?», «Ну и?» и т.д. В итоге, общаясь с вами, ваш обидчик, скорее всего, выдохнется и просто перестанет вас оскорблять.

Можно рассмотреть и другой вариант – импровизацию. Если вас кто-то оскорбляет, воспользуйтесь эффектом неожиданности, чтобы обезоружить словесного агрессора. К примеру, в ответ на слова человека вы можете внезапно захохотать, словно услышали очень смешную шутку. Еще можно громко чихнуть, сразу же сказав: «Прости, но на таких, как ты, у меня жуткая аллергия». Другие способы: зевнуть, встать по стойке смирно, присесть на корточки и т.д. Но не забывайте «приправлять» действие подходящими словами.

Но, конечно же, не всегда обстоятельства располагают к тому, чтобы, пусть и завуалированно, но все же откровенно ставить людей на место. Часто возникают какие-то «непонятки» с начальством, близкими людьми или незнакомцами, от которых не заешь, чего ждать.

В случае с начальством рекомендуется отвечать нейтрально или вообще не отвечать (если, конечно, вы дорожите работой). А можно применить и другой прием: пока ваш босс отчитывает вас и говорит то, что вам кажется несправедливым и оскорбительным, вы представляете, словно это капризный и невоспитанный ребенок. В это же время вы мысленно пытаетесь его успокоить, погладить по головке, покормить кашкой, чтобы дитятко успокоилось.

Более деликатный случай – когда оскорбляет и обижает близкий человек. Здесь не нужно выдумывать никаких хитростей и трюков. Нужно сесть и спокойно поговорить о том, что вызвало такую его реакцию, чем он недоволен и как можно исправить положение дел. Откровенный разговор поможет понять суть конфликта и предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем.

Что же касается незнакомцев, то нормальные люди, как правило, не оскорбляют людей, которых не знают. В большинстве случаев это происходит, если человек находится под воздействием наркотиков или алкоголя, или же если он не совсем психически здоров (случаи, когда вы сами чем-то задели незнакомца, мы не рассматриваем). Как мы и говорили, с неадекватными людьми вообще не стоит связываться, а на их тирады желательно не обращать внимания. Но на всякий случай можете взять на вооружение несколько приемов самообороны.

Бесспорно, мы рассказали далеко не обо всех способах реагирования и ответа на оскорбления и обидные слова, но все же надеемся, что ваш арсенал приемов пополнился. А чтобы надежды уж точно не оказались тщетны, дадим еще несколько дополнительных рекомендаций.

Дополнительные советы и рекомендации

Даже умея защищаться от словесных нападок и оскорблений, очень просто попасть в ловушку еще большей атаки. Избежать ее помогут приемы, основанные на психологии. Можете использовать их как отдельно, так и вместе с теми приемами, которые мы уже рассмотрели:

В подавляющем же большинстве ситуаций оскорбляющий вас человек просто-напросто хочет каким-то образом за ваш счет самоутвердиться, поднять свою самооценку, показаться лучше вас. Если не хочется использовать только что рассмотренные способы, отстраненно поинтересуйтесь: «Тебе понравилось самоутверждаться за мой счет?» Но все же искренне старайтесь понять, какую цель преследует человек, что ему нужно, чего ему может не хватать. Важнее не расслышать слова человека, а понять, почему он их произносит.

Если ответ найти трудно, то, по крайней мере, не поддавайтесь импульсам и эмоциям, не оскорбляйте собеседника, не допускайте разрастание конфликта. Ваша задача – разбить шаблон обидчика, а это вы сможете сделать, если не будете играть по навязываемым им правилам. Учитесь реагировать и отвечать на обидные слова и грубости спокойно, чтобы сохранить собственное достоинство.

Поймите, что чаще всего нас намеренно провоцируют, оскорбляют и обижают люди следующих типов:

Одно только понимание этого должно привести вас к мысли, что не стоит попусту растрачивать на таких людей свои жизненные силы, ведь разумные и адекватные люди всегда найдут способ донести до другого человека свои мысли, не прибегая к оскорблениям и мату.

Не принимайте выражаемый окружающими людьми негатив на свой счет. Конечно же, учитесь правильно реагировать и отвечать на обиды в случае необходимости, но отсутствие внимания к подобным вещам все же будет лучшим вариантом действий. Оно снимает напряжение, экономит жизненные силы и не дает негативу проникать в вашу жизнь.

Подытожить же нашу статью мы хотим маленькой притчей. Однажды человек оскорбил Будду. Будда спросил его: «Сын мой, если кто-либо откажется принять подарок, кому он будет принадлежать?» Человек ответил: «Тому, кто дарит». «Так вот, я отказываюсь принимать твои оскорбления» – сказал ему Будда.

Будьте умнее и мудрее, не опускайтесь до оскорблений и не держите обид. В конечном счете, все возвращается на круги своя, и то, что человек посылает в этот мир, вернется к нему сторицей. И в заключение еще одно познавательное видео о правильной реакции на оскорбления.

Exit mobile version