Site icon diplomilirist.ru

Современные виды грамотности

На нашем сайте мы уже неоднократно говорили о грамотности (особенно рекомендуем почитать статью «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»), однако мы почти не касались видов грамотности, а их, между прочим, существует немало. В сегодняшней статье мы хотим восполнить этот пробел, ведь чтобы быть по-настоящему грамотным, нужно знать и о том, какой вообще бывает эта самая грамотность.

Основные формы грамотности

Любая деятельность является процессом решения задач той или иной степени сложности, и чем выше эта степень, тем более значимым является интеллектуально-познавательный компонент самой деятельности, а значит, более обязательным является и предварительная подготовка к ней. По этой причине от человека, желающего максимально реализовать свои интересы в жизни, условия современности требуют, чтобы он непрерывно получал образование и становился грамотным, как говорится, по всем фронтам.

Сегодня все чаще можно услышать, как люди то и дело затрагивают в разговорах не только языковую, но и географическую, экономическую, политическую, правовую, экологическую, компьютерную и другие виды грамотности. Под каждым из них следует понимать отдельный комплекс определенных знаковых систем и навыки оперирования их элементами.

Также следует отметить, что существуют две главные формы грамотности:

В обычной жизни общая и функциональная грамотность часто могут не совпадать. Это наводит на вопрос о том, насколько полноценно и оптимально человек использует свои интеллектуальные и деятельностные возможности. И основной причиной низкой эффективности действий следует считать не то, что у человека отсутствуют конкретные знания, навыки и умения, а то, что он недостаточно грамотен в них – это и не дает ему с успехом решать на практике задачи высокой степени сложности.

Исходя из этого, любой человек, стремящийся к повышению личной эффективности и продуктивности, желающий достигать успехов (и это касается любой сферы жизни и области деятельности) должен постоянно заниматься повышением уровня своего образования и грамотности.

Постоянное образование в свою очередь предполагает, что человек учится тому, как самостоятельно осваивать новые знания. И данный тип образовательной деятельности вполне можно назвать методологической грамотностью. Смысл ее сводится к активному овладеванию познавательными методами, мыслительными операциями, аналитическими навыками и приемами практического действия, которые будут общими для всех видов деятельности.

Методологической грамотностью, вне зависимости от рода деятельности, должен обладать каждый человек, т.к. она оптимизирует и рационализирует два очень важных для жизни и работы процесса – постановку и достижение целей. Говоря проще, о каком бы виде деятельности, о какой бы сфере жизни мы ни говорили, человек должен изучать соответствующие им правила и процедуры.

В этом и заключается суть методологической грамотности, непосредственно связанной с общей и функциональной грамотностью. Но в то же время грамотность можно классифицировать и по другому принципу, о котором обязательно следует сказать подробнее.

Классификация грамотности по роду деятельности

Каждый род деятельности подразумевает обладание специфическим видом грамотности. Среди наиболее существенных среди них можно выделить следующие:

Представленную классификацию можно рассматривать в качестве характеристики грамотности в горизонтальной плоскости. Она демонстрирует, насколько грамотность многообразна, и дает нам представление о количественных параметрах, на основе которых складывается современный стандарт грамотности.

Каждый вид грамотности отличается определенной градацией, что дает характеристику грамотности в вертикальной плоскости и позволяет сделать уточнения на тему качественных параметров стандарта грамотности.

В настоящее время вопрос об уровнях грамотности очень актуален – его рассмотрение дает возможность внести ясность в содержание задач, которые стоят перед той или иной ступенью образовательной лестницы. Но и рассмотренная классификация не исчерпывает тему статьи, т.к. грамотность необходимо рассматривать еще и с позиции развития личности.

Классификация грамотности по критерию развития личности

Основой классификации грамотности, рассматриваемой ниже, служит концепция непрерывного развития личности, а сама она позволяет зафиксировать основные его стадии. Качественным показателем данной классификации служит степень овладения человеком знаковой системой естественных и искусственных языков.

По критерию развития личности грамотность можно классифицировать так:

Говоря об элементарной грамотности, будет уместно сказать несколько слов о наблюдениях, сделанных учеными в процессе исследований проблемы взаимосвязи базовой и функциональной грамотности и проводившихся в Европе. Они показали, что в ряде случаев отсутствие образования и элементарных навыков чтения, письма и счета вовсе не мешает людям выполнять работу.

Даже люди с таким низким уровнем грамотности представляют интерес для работодателей, если, конечно, они способны выполнять требуемые от них действия. Интересно и то, что и сами работодатели нередко стремятся поддерживать низкий уровень грамотности своих работников, т.к. это дает им возможность оплачивать труд последних по минимальным ставкам.

Но давайте продолжим рассмотрение видов грамотности:

Касаемо последних двух видов грамотности может возникнуть вопрос об их сходстве и различии, поэтому нужно внести ясность. Творческая грамотность предполагает способность к новаторским действиям с основой на активное освоение уже существующих знаковых систем. А метаграмотность является способностью к обогащению этих знаковых систем новым пониманием или новыми элементами.

Выводы

Рассуждая логически, можно сделать вывод, что определенные виды грамотности человек может развивать лишь в системе образования. И предлагаемые классификации вполне способны стать основой рассмотрения вопроса о создании единого стандарта грамотности, которым мог бы воспользоваться каждый человек.

Здесь важно принять во внимание, что в настоящее время во многих странах не только существуют, но уже и тестируются конкретные индикаторы как общей, так и функциональной грамотности людей. Как правило, исследуются три области:

При тестировании в каждой области уровни грамотности варьируются от 1 до 5. На низшем уровне от человека требуется только распознавать и идентифицировать информацию, а на высшем – анализировать ее и синтезировать с заданными информационными объектами.

Но одним из наиболее масштабных и выдающихся исследований грамотности взрослого населения до сих пор считается исследование 1994-95 гг., проведенное OECD (Организация по международному сотрудничеству и развитию) и UIE (Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге). Оно проводилось в 12 государствах, а участвовало в нем от 2062 (Германия) до 9302 (Австралия) человек, всего же участие приняли 47 560 человек.

Результаты исследования стали эмпирической базой для последующих монографий на тему грамотности, созданных в течение последних пяти лет, и разработки инновационных подходов к организации непрерывного образования. Но по большей части все это касается, к сожалению, других стран.

В России единый национальный стандарт грамотности по сей день является одной из самых насущных потребностей, хотя, конечно же, практически ежегодно проводятся различные исследования на тему грамотности населения (некоторые интересные данные на эту тему мы приводим в статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»).

Проводимые исследования и другие мероприятия в области исследования грамотности наглядно показывают, как обстоит ситуация с грамотностью в нашей стране. Результаты же их говорят о том, что россияне достаточно образованные и грамотные люди, но потребность в повышении уровня грамотности все же существует.

Что же касается видов грамотности, рассмотренных в нашей статье, то каждый из нас должен стремиться к развитию и общей грамотности, и функциональной, и методологической, и других ее видов, причем заниматься повышением своей грамотности мы должны самостоятельно. Лишь это позволит нам быть по-настоящему грамотными людьми. Если же вы не совсем понимаете, зачем это нужно, советуем почитать статью «Почему важно быть грамотным».

А с методами повышения уровня грамотности вы можете познакомиться в статье «Как быстро повысить уровень грамотности». Мы искренне надеемся, что данный вопрос представляет для вас интерес, ведь в противном случае мы бы и не встретились на страницах diplomilirist, согласны? Так что желаем вам всестороннего развития и быть грамотными, как мы и говорили в начале статьи, по всем фронтам, а виды грамотности пусть указывают вам правильное направление для работы над собой.

До встречи!

Exit mobile version