В этой статье вы познакомитесь с психологической теорией о структуре познавательных способностей. Теория сразу трёх учёных: Раймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла считается самой влиятельной в сфере изучения человеческого интеллекта. Она основана на результатах множества исследований, проводимых на протяжении 70-ти лет, и определенно заслуживает внимания всех, кто занимается самообразованием.
История создания и введение в теорию
Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла – синтез двух теорий, каждую из которых мы рассмотрим в этой статье. Первая теория – теория подвижного и кристаллизировавшегося интеллекта Кеттелла-Хорна, вторая – трёхуровневая теория познавательных способностей Кэрролла.
Обе теории имеют существенное сходство, их создатели во многом соглашались друг с другом, что и стало причиной дальнейшего синтеза этих идей.
Подвижный и кристаллизировавшийся интеллект
Подвижный интеллект. В него входят следующие способности и качества:
Стоит заметить, что уровень кристаллизировавшегося интеллекта в различных областях разный. Вы можете быть одновременно экспертом в одном деле и дилетантом в другом.
Уровень кристаллизировавшегося интеллекта повышается до старости, а потом начинает понижаться.
Кристаллизировавшийся интеллект зависит от подвижного: чем быстрее вы обучаетесь, чем больше информации можете усвоить, тем больше ваш объём знаний. Таким образом, подвижный интеллект – инструмент накопления кристаллизировавшегося.
Трёхуровневая теория познавательных способностей
Кэрролл выделил три уровня познания:
Первый уровень: ограниченные способности. Это более конкретные способности второго уровня, они являются его основой и главной составной частью.
Второй уровень: широкие способности. Сюда относятся:
- Постижение знаний: способность рассуждать, основываясь на прошлом опыте, умение применять ранее полученные знания.
- Способность к чтению и письму.
- Способность усваивать количественные понятия и производить операции с числами
- Умение логично рассуждать.
- Кратковременная память.
- Долговременная память и способность извлекать из неё информацию.
- Способность производить слуховую обработку.
- Способность производить визуальную обработку.
- Умения автоматически выполнять некоторые задачи.
Третий уровень: общий интеллект. Общеинтеллектуальные способности – это уровень корреляции между широкими способностями.
Вывод: учитесь учиться и развивайтесь всесторонне.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин