Тренажёры для мозга: правда и мифы

Тренажёры для мозга: правда и мифы

У каждого человека есть большая мечта – подружиться с волшебником. Чтобы на Новый год получить от него в подарок чудо-пилюлю для вечного здоровья и умопомрачительной фигуры. На День рождения – магическую кнопку «Нажми и разбогатеешь». А на 1 апреля – онлайн-тренажер для мозга, который сделает умнее и продуктивнее.

Стоп. «А разве онлайн-тренажеры для мозга можно поставить в один ряд со способами-пустышками обрести желаемое? Разве они не способны повысить интеллект?» – спросите вы. Продолжайте читать статью, и вы найдете ответы на свои вопросы.

История возникновения и первые заявления об эффективности брэйн-тренажеров

На просторах Интернета можно найти множество тренажеров для мозга, которые обещают улучшить мышление, повысить интеллект и сохранить светлый ум до седых волос. Тренировка проходит в увлекательной игровой форме. В течение определенного времени пользователь выполняет задания на внимание, концентрацию, память, скорость реакции.

Но может ли, например, улучшение памяти привести к повышению умственных способностей в целом? Да. К такому выводу пришел в 2003 году шведский ученый Торкель Клингберг. В течение нескольких недель группа детей играла в специальные компьютерные игры для развития памяти. В результате Клингберг обнаружил, что улучшилась не только память, но и общие интеллектуальные способности группы.

Эксперимент Клингберга противоречил десятилетиям исследований в области психологии, которые утверждали, что освоение задач в одной области не может влиять на другие. То есть запоминание информации не может улучшить способность к рассуждению, например.

Однако это не помешало ученому коммерциализировать полученные выводы. И Клингберг основал компанию Cogmed, которая по сей день является одним из лидеров рынка когнитивных тренажёров.

В 2008 году доктор психологии из Швейцарии Сюзанна Джегги провела исследование, подобное опыту Клингберга. По результатам которого объявила: за счет тренировки рабочей памяти можно улучшить интеллект. В течение определенного времени испытуемые тренировали память, решая задачу «n-назад».

По сравнению с теми, кто не тренировался, экспериментальная группа Джегги продемонстрировала значительные улучшения:

  • в решении задач, требующих подключения рабочей памяти,
  • при выполнении тестов на интеллект, типа прогрессивных матриц Равена и BOMAT (Bochum Matrices Advanced Test).

Однако выводы Джегги потерпели крах. Очередная группа ученых заявила: тренировка рабочей памяти не улучшает интеллект у здоровых молодых людей.

И всё же: научно обоснованная польза или высокоприбыльный бизнес?

Компании-производители онлайн-тренажеров для мозга утверждают: развивая конкретную способность при помощи игры, вы тренируете более глубокие навыки, способные улучшить вашу жизнь. Ссылаются на результаты многочисленных научных исследований.

Тренажер BrainHQ от компании Posit Science, по заверению создателей:

  • ускоряет обработку визуальной информации в среднем вдвое,
  • улучшает способность слышать в шумных местах,
  • снижает вероятность возникновения симптомов депрессии,
  • помогает уверенно чувствовать себя за рулем, снизив риск аварий на 48%,
  • и даже уменьшает средние расходы на медицинское обслуживание.

На сайте продукта Cogmed написано о клинически доказанном улучшении при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, а также познавательных способностей у детей, излечившихся от рака.

Российская онлайн-платформа «Викиум» считает, что их тренажер полезен в качестве «профилактики возрастных заболеваний, вызванных снижением интеллектуальной нагрузки».

Неужели брэйн-тренажеры – та самая волшебная таблетка, способная продлить молодость мозга и его пластичность?

В октябре 2014 года научный мир продемонстрировал свою реакцию на продукты, развивающие мозг. 69 ученых из Стэнфордского университета опубликовали заявление. Их мнение было таково: «Мы возражаем против утверждения о том, что интеллектуальные игры предлагают потребителям научно обоснованную возможность уменьшить или обратить вспять когнитивный спад».

По утверждению экспертов, тренажеры для мозга работают с отдельно взятыми когнитивными функциями. Проще говоря, научить с их помощью мозг решать сложные повседневные задачи не получится. Существует мало доказательств, что они способны улучшить такие значимые навыки как мышление, умение ориентироваться в непростых жизненных ситуациях или планировать.

Ни одно исследование не показало, что игры для мозга способны замедлить снижение познавательной способности в пожилом возрасте и предотвратить болезнь Альцгеймера или другие формы деменции.

Несколько месяцев спустя группа из 133 ученых опровергла выводы Стэнфордских специалистов. Заявив, что существует масса доказательств эффективности игр для мозга. Кто же прав? Выяснить это решил Дэниел Саймонс – профессор факультета психологии из Университета Иллинойса.

За 2 года Саймонс с командой психологов проанализировал 374 научных исследования, на которые ссылались ведущие компании-производители тренажеров для мозга. И пришел к интересному выводу.

По утверждению Саймонса, эти исследования не содержали однозначных доказательств того, что игры для мозга улучшают общие умственные способности и могут быть полезны в решении повседневных задач. Единственное, что можно было сказать с уверенностью, – пользователи тренажеров прокачивали свои навыки только в конкретной игре.

Более того, Саймонс выразил мнение, что научные исследования, на которые опирались производители интеллектуальных игр, имели ряд недостатков. Например:

  1. Отсутствовала контрольная группа испытуемых. Результаты тех, кто занимался на тренажерах для мозга, нужно было сравнивать с результатами людей, которые не тренировались. Причем последние должны были не просто сидеть, сложа руки, а делать нечто схожее с интеллектуальными играми по затратам времени и усилий. Иначе не определить: получена ли польза от занятий на конкретном тренажере или от каких-либо других игр вообще.
  2. Не учтен эффект плацебо. Люди внушали себе, что игры развивают их мозг. И если в медицинской практике таблетки плацебо не отличить от реальных лекарств, то люди, тренирующие мозг, всегда знали, что они делают.

Некоторые компании обвинили Дэниела Саймонса в предвзятости и неточности.

Однако в 2016 году один из лидеров рынка интеллектуальных игр – компания Lumos Labs (Lumosity) была оштрафована на 2 миллиона долларов. Обвинение: ложные заявления о пользе их тренажера для мозга. Создатели и маркетологи компании заявляли о способности Lumosity предотвращать потерю памяти, слабоумие и даже болезнь Альцгеймера.

По мнению следователей, Lumos Labs вводили в заблуждение пользователей обещаниями улучшить их производительность на работе и в школе. А также уменьшить или задержать когнитивные нарушения, связанные с возрастом, включая инсульт, посттравматическое стрессовое расстройство, синдром дефицита внимания и даже побочные эффекты химиотерапии. Научных обоснований у компании не было.

Для привлечения трафика на свой сайт Lumos Labs покупала права на стратегические ключевые слова, относящиеся к памяти, деменции и болезни Альцгеймера, которые связывали их материалы с поисковыми запросами Google.

В итоге компания Lumos Labs стала осторожнее с рекламными заявлениями. Изменила тексты на сайте. Продукт Lumosity продолжает покупать множество пользователей.

Число людей, желающих развить способности мозга при помощи интеллектуальных игр, ежегодно увеличивается. На «Викиум» тренируется больше 5 млн. человек. Количество пользователей Lumosity – 100 млн. Индивидуальные программы тренировок платные. Бизнес, действительно, прибыльный. По некоторым оценкам, к 2021 году рынок когнитивных тренажеров вырастет до 8,06 млрд. долларов США.

Несколько рекомендаций для правильной тренировки мозга

Нельзя сказать, что занятия на тренажерах для мозга – абсолютно тщетная трата времени. Интеллектуальные игры, как минимум, полезнее, чем просмотр необремененных глубоким смыслом роликов на YouTube. Но рассчитывать, что тренажеры сделают вас умнее, внимательнее, сконцентрированнее и продуктивнее в повседневной жизни, не стоит.

Игры для мозга, чаще всего, задействуют только визуальное восприятие. Иногда слуховое. И никогда не вовлекают в процесс игры все органы чувств.

Ведущий специалист в области эволюции головного мозга человека, профессор нейробиологии Дюкского университета Лоренс Кац доказал, что мозг сохраняет свою пластичность и мощь при соблюдении двух условий:

  • ежедневное, активное использование всех органов чувств,
  • снабжение мозга разнообразными, нетривиальными впечатлениями.

Если человек из раза в раз выполняет одно и то же действие, это приводит к снижению умственной активности. Падает концентрация внимания. Слабеет память. Кац предлагает выполнять повседневные дела непривычным способом. Например:

  1. Если на завтрак вы привыкли есть манную кашу, а на обед – борщ, то однажды забудьте это правило. Поменяйте блюда местами. Начните утреннюю трапезу с борща, а манной кашей отобедайте.
  2. Заведите автомобиль вслепую. Наощупь пристегните ремень, найдите в сумке ключ, вставьте его в замок зажигания.
  3. Слушайте музыку и одновременно вдыхайте какой-нибудь своеобразный аромат (эфирного масла, например).
  4. Смотрите видео без звука. Воображайте, о чем могут говорить герои ролика.
  5. Еженедельно меняйте привычное положение предметов на рабочем столе. Или хотя бы иконок на смартфоне.
  6. В качестве обоев на заставку компьютера поставьте перевернутое изображение.
  7. Почитайте вслух своему другу. А потом попросите, чтобы он почитал вам.

Последнее упражнение особенно полезно для мозга. Так считает японский специалист в области нейронных процессов Рюта Кавашима. Во время чтения вслух мозг проявляет наибольшую активность.

Также Кавашима рекомендует решать простейшие арифметические задачки на бумаге. Решение именно простых, а не сложных, примеров активизирует практически все зоны мозга, включая префронтальную кору обоих полушарий, которая отвечает за логику, принятие решений и согласует действия в соответствии с поставленными целями.

Примеры таких арифметических задач вы можете найти здесь.

Самое главное правило здоровья и долголетия мозга – вовлеченность в процесс жизни. Профессор развивающей нейропсихологии Оксфордского университета Дороти Бишоп рекомендует общительные занятия типа изучения иностранного языка, вместо того, чтобы абстрагироваться от мира, играя в интеллектуальные игры.

Быть продуктивными, сконцентрированными и интеллектуально развитыми вам также помогут: спорт и медитация, путешествия, общение с людьми, хобби, игра на музыкальных инструментах и в шахматы.

Друзья, будьте в контакте с реальностью! Мир вокруг способен дать вам намного больше опыта, знаний и навыков, чем любая интеллектуальная онлайн-игра.

Живите полной жизнью и успехов вам!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: