«Всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения, равным образом и всякая боль есть зло, но не всякой боли следует избегать, а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное – ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, напротив, на зло – как на благо»
Эпикур считал удовольствие высшим благом, но при этом не приравнивал удовольствие подчинению страстям. Проще говоря, философ всегда брал в расчёт долгосрочную перспективу.
Например, ваша работа может вам не нравиться, но она приносит вам доход, который вы тратите на получение удовольствия. То есть работа может не проносить вам удовольствия в понедельник утром, но вы испытаете его чуть позже. Поэтому работа в этом контексте является благом, хоть и не удовольствием сама по себе.
Если же вы откажетесь от работы, то получите удовольствие: столько свободного времени и никаких обязанностей. Но потом у вас закончатся деньги, а что-то кушать и где-то жить надо. Отказ от работы приведёт ко многим лишениям, а значит, к страданию. Поэтому уход с работы может принести удовольствие, но всё равно не может считаться благом в таких обстоятельствах.
Проще говоря, не живите сегодняшним днём, а помните о будущем и последствиях каждого вашего поступка.
«Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности»
Как видите, это было актуально ещё два с лишним тысячелетия назад. Но сейчас всё больше и больше потребностей навязывается нам извне, «праздных мнений» всё больше.
Как вы считаете, что вам нужно на самом деле? Чего требует ваша природа? Не тратите ли вы время и силы на достижение того, что вам на самом-то деле и не нужно вовсе? Поразмышляйте над этим, чтобы не потерять себя в погоне за богатством, «простирающимся до бесконечности».
«Величайший плод ограничения желаний – свобода»
На первый взгляд это высказывание может показаться парадоксальным: многие привыкли понимать под словом «свобода» неограниченность, вседозволенность и т.п.
Но если человек не ограничивает свои желания, то рано или поздно он становится их рабом. Если мы не находим в себе силы сказать «хватит», мы впадаем в зависимость, теряем контроль над собой, то есть перестаём быть свободными.
Если же мы ограничивали свои желания (умеренно, конечно), то они не могут нами управлять, мы не имеем от них такой зависимости, как в случае безграничного потакания страстям.
«Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью»
Не все наши желания могут быть удовлетворены, не все мечты осуществимы. Мы не всегда во власти управлять тем, сбудется ли желаемое нами. Но мы всегда во власти выбирать, на чём нам концентрироваться: на том, чего мы всё-таки смогли достичь, или на несбыточном, являющимся источником страдания.
«Конечная цель блаженной жизни – телесное здоровье и душевная безмятежность»
Телесного здоровья вам поможет достичь ЗОЖ, но что может помочь душевной безмятежности? Нам кажется, здесь может быть множество ответов. Предлагаем поделиться своими вариантами в комментариях!
Желаем успехов!