Практика – важный момент в подготовке будущего специалиста. Показателем того, как вы прошли практику и чему научились в ходе неё, для вуза является отчёт по практике.
По сути, отчёт – это зафиксированная в письменном виде информация о результатах прохождения практики. Как правило, отчёт имеет определённую структуру и оформление. Методичка по написанию отчётов, выданная на кафедре вуза, подскажет вам как правильно оформить работу. Мы же рассмотрим основные моменты.
Какие бывают отчёты по практике?
Давайте разберёмся, какие бывают отчёты.
Обычно различают учебную, производственную, технологическую и преддипломную практики. Некоторые специальности требуют прохождения научно-исследовательской практики.
Учебная и научно-исследовательская практика зачастую может проходить на базе вуза, в котором вы учитесь, кафедры данного вуза, или на предприятии. Производственные, преддипломные практики проходят на базе каких-либо государственных, коммерческих организаций, предприятий, банков — в зависимости от получаемой вами специальности.
Учебная (её ещё часто называют ознакомительной или практикой по получению первичных профессиональных умений в вузе) имеет своей целью познакомить студента с выбранной специальностью, закрепляет полученные на лекциях общетеоретические знания.
Ознакомительная практика часто проходит в форме наблюдения за работой будущих коллег. Само название этой практики говорит о том, что во время неё вы знакомитесь с будущей профессией. Обычно ее проходят на первых курсах вуза.
Производственная (технологическая, научно-исследовательская) практика направлена на углубление и систематизацию полученных знаний. На данной практике студент уже участвует в работе организации, а также анализирует работу самого предприятия.
Научно-исследовательская практика может послужить материалом для научно-исследовательской работы, особенно если вы учитесь в магистратуре. Научно-исследовательская практика является компонентом основных профессиональных образовательных программ аспирантуры. Зачастую такая практика организуется на базе вузовской кафедры. Практическая часть такой работы – это полноценное научное исследование.
Основные требования к отчёту по практике
Объём работ без приложений в среднем составляет 20-25 страниц. В методичке, выданной на кафедре учебного заведения, вы найдёте рекомендации по оформлению отчёта, его структуре. Также в методичке должны быть шаблоны дневника (который вам предстоит заполнить) и характеристики. Кроме того, ваш руководитель должен вам выдать индивидуальный план или индивидуальное задание на прохождение практики. Конечно, есть специальности, где прохождение практики не предполагает выдачу индивидуального задания, но таких меньшинство.
Как и любая учебная работа, отчёт по практике пишется по определённой структуре. Часто она включает в себя введение, основную часть и заключение.
Основные части отчёта по практике и их оформление
Первая страница – это титульный лист. Его образец обязательно даётся в методичке.
Оформление титульного листа, пример:
Далее идёт календарный план и (или) дневник. В нём обозначены планируемые мероприятия и сроки их выполнения.
Пример оформления календарного плана:
Образец готового дневника к отчету:
Характеристика заполняется руководителем практики, содержит оценку индивидуальных и профессиональных качеств студента.
Пример характеристики:
Далее нужно оформить содержание отчёта по практики (оглавление). Он включает все пункты, прописанные в структуре задания.
Пример оформления оглавления:
Введение отчёта включает определённые пункты. Во введении необходимо поставить цель и задачи практики, обозначить место прохождения практики, выделить вопросы, которые будут исследоваться в отчёте.
Основная часть отчёта по практике в среднем состоит из 2-3 глав. Иногда она содержит теоретическую главу, привязанную к дальнейшим практическим исследованиям. В основной части описывается предприятие, изучается его документация, анализируется деятельность предприятия и выявляются основные положительные и отрицательные стороны его работы.
В заключении пишутся выводы по проведённому исследованию, иногда даются рекомендации.
В конце отчёта приводится библиографический список, который оформляется в соответствии с методическими указаниями.
Часто текст содержит приложения, которые идут после списка литературы. Приложения могут содержать устав предприятия, документы, отражающие отчётность предприятия и пр.
Пример оформления приложений:
Таким образом, мы видим, что написание отчёта по практике требует серьёзного подхода и следования структуре. Написанный отчёт и оформленная документация к нему заверяется печатями с места производственного обучения.
Печать в отчёте: что нужно знать?
Проставление печати не является проблемой, если вы действительно прошли летнее обучение в организации, которую описываете в отчёте. Но бывает так, что студент не нашёл организацию, где мог бы в действительности попрактиковаться. Что же делать в таком случае?
Можно было бы написать проект по вымышленной организации. Но тут встанет вопрос: где взять печать, которая должна заверять вашу документацию по прохождению практики? Выход из этой ситуации есть: вы можете договориться с любой организацией, более-менее подходящей под профиль вашего отчёта, что они проставят вам печати, когда ваш отчёт будет готов. В любом случае, прежде чем описывать в отчёте организацию, на которой в реальности вы практику не проходили, убедитесь, что руководство этого предприятия не откажется заверить печатью ваши документы.
Знание всех описанных нами моментов помогут вам написать отчёт самостоятельно.
При отсутствии времени и и желания можно обратиться к нам для помощи с отчетом! Оценка стоимости работ и консультации у наших менеджеров абсолютно бесплатны!