Успешное прохождение педагогической практики позволяет аспирантам закрепить полученные теоретические знания в выбранной отрасли исследования и научиться их правильно применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Что такое педагогическая практика аспиранта и ее особенности
Педагогическая практика актуальна в процессе изучении гуманитарных дисциплин – педагогика, психология, специальные предметы и частные методики (зависит от специфики предмета).
Требования, цели и задачи
Основополагающие моменты в педагогической практике:
- Всестороннее изучение преподавательской деятельности в выбранном учебном заведении
- Закрепление полученных навыков в процессе обучения
- Систематизация новой информации и закрепление техник проведения семинаров, лекций и практических занятий на практике
- Способы внедрения методологического анализа в процесс учебных занятий
- Разработка собственного подхода ведения преподавательской деятельности на основе имеющихся современных технологий образования
- Самосовершенствование в процессе осуществления научной работы
Требования, выдвигаемых к практике – это понимание принципов работы системы компетенций, форм и методов организации процесса работы в высшем учебном заведении и соответствие основным требованиям, выдвигаемым к современным преподавателям.
Рекомендуемый список умений аспиранта после прохождения педагогической практики:
- организация и проектирование учебного процесса в соответствии с выбранным методом работы
- публичные выступления перед студенческой аудиторией
- организация творческой атмосферы во время занятий (умение заинтересовать слушателей соответствующей дисциплиной)
- стрессоустойчивость и самостоятельная разработка плана по решению возможных затруднений
- объективная оценка проделанной работы и грамотное составление отчета по педагогической практике
Особенности оформления дневника педагогической практики аспиранта
Правильно-составленный дневник прохождения практики улучшит репутацию аспиранта и поможет при создании будущей научной работы.
Пошаговые рекомендации оформления документа.
- Название/номер образовательной организации, где проходилась педагогическая практика
- ФИО педагога-куратора
- Сроки практики
- Формулировка задач, целей, поставленных перед началом практики (пример, внедрение инноваций по определенному предмету и т.д.)
- Характеристика класса/студенческой группы с указанием количества и возраста подростков. Рекомендуется кратко описать личностные качества каждого учащегося и уровень знаний по преподаваемой дисциплине
- Количество проведенных уроков с подробным их описанием (разбором). Практикант отображает наиболее удачные/успешные моменты в занятиях, анализируя их причинно-следственную связь (проведение контрольных и практических работ указываются отдельными пунктами)
- Проведение внеклассовых мероприятий (классный час и т.д.) и полученные итоговые результаты
Примечание. В дневнике педагогической практики могут указываться отзывы подопечных. Учащиеся расскажут о полученных впечатлениях от занятий и поделятся собственным мнением о проведении внеклассовых мероприятий.
С записями в дневнике знакомятся учителя-наставники. После анализа представленной информации, документ подписывает руководитель образовательной организации и куратор практики.
Отчет по педагогической практике аспиранта и его пример
Ориентировочное количество страниц – 20-25 страниц.
Рекомендуемая структура документа:
- Титульный лист
- Введение (практикант описывает цели, задачи, место/время практики)
- Список проработанных заданий
- Основная часть
- Выводы с подробным описанием полученных умений, навыков по проделанной работе
- Список использованных источников
- Приложения (при их наличии)- тексты лекций, подготовленные кейсы, рецензии на проведенные аспирантом семинары и т.д.
Что следует указать в основной части отчета: руководство по разделам
- «Учебно-методическая работа» освещается анализ учебных занятий, соответствие учебному плану и рабочей программе по выбранной специальности
- «Учебная работа» практикант анализирует план семинаров/лекционных занятий и их проведение
Пример отчета по педагогической практике
Отчет по педагогической практике отображает всю деятельность аспиранта, поэтому при составлении этого документа следует строго придерживаться требований, регламентируемых ГОСТом и конкретным вузом. Чтобы не допустить ошибок при оформлении отчета, ознакомьтесь с его примером.
Скачать пример отчета по педагогической практике
Отзыв по прохождению педагогической практики
Документ составляется руководителем по следующей схеме.
- Оценка работы аспиранта и ее соответствие индивидуальному плану (указываются пожелания, замечания, предложения, оценивается общий уровень подготовленности и т.д.)
- Заключение (выводы о проделанной работе)
Обратите внимание!
Наличие особых достижений практиканта будет учитываться при составлении и будущей защите диссертации.
Действия после прохождения практики
Чтобы получить зачет о прохождении педагогической практики и зафиксировать его результат в индивидуальной ведомости, аспирант предоставляет в отдел аспирантуры соответствующий пакет документов:
- Отзыв научного руководителя о работе аспиранта
- План прохождения практики, завизированный куратором проекта
- Общий отчет о проделанной работе (также требуется виза научного руководителя)
Компания «Диссертация» поможет в написании сложных технических документов, научных статей, курсовых проектов, диссертаций и других работ. Каждый заказ проходит многоуровневую проверку на соответствие требованиям ВАК и ГОСТ.
Мы также гарантируем конфиденциальность всем клиентам и предлагаем заключение официального договора и договора оферты с подробным описанием всех условий сотрудничества. Будем рады помочь вам!