Какие бывают лекции в ВУЗе? Структура, виды и план лекций

Какие бывают лекции в ВУЗе? Структура, виды и план лекций

Лекция – это наиболее действующий метод донесения информации студентам в области образования. Целевой слушателей получает 70% зачитываемого материала. Под диктовку конспекты позволят усваивать до 80% данных. Подобные мероприятия активизируют мыслительную активность, позволяют установить связь со слушателем и вовлечь его в дискуссию.

Основные виды лекционных занятий

Лекцией называют устное изложение материала, который должен быть усвоен в течение 1-2 академических часа. Подача материала должна быть понятна, глубоко раскрыта и задавать ту тематику, которая отображает тему исследования. Они необходимы для:

  • Усвоения базовых аспектов,
  • Распространения данных о новых достижениях в конкретной области знаний,
  • Облегчения понимания тех или иных проблем.

Функция каждого теоретического занятия различна и зависит от типа лекций:

  • Информационная – обобщает сведения,
  • Стимулирующая – побуждает к решению проблемы,
  • Воспитательная – используется в гуманитарных науках для вовлечения студентов в беседу и анализ ситуаций,
  • Развивающая – позволяет научить студентов оценивать проблемы и видеть решения,
  • Ориентирующая – заставляет искать и находить ответы на вопросы,
  • Поясняющая – задаёт базу научных терминов,
  • Убеждающая – доказывает, подтверждает мнения и позиции.

Это базовые аспекты, которые помогают разбираться в проблеме на практике. Семинары помогают использовать знания для анализа, практикума и закрепления теории. Впоследствии наступает время написания научных работ.

Задачи лекций

Лектор может варьировать структуру и смысл теоретических данных в зависимости от задачи, которую преследует на занятиях. Меняются и цели – от оглашения до передачи узкой терминологии студентам. По характеру выделяют такие виды лекций в ВУЗах:

  • Установочная,
  • Информативная,
  • Конференциальная,
  • С допущением намеренных ошибок,
  • Лекция-презентация или -концерт, -дискуссия,
  • В виде консультаций и по форме «вопрос-ответ»,
  • Обзорная без углубления в проблему,
  • Проблемная для детализации вопросов,
  • С наглядным представлением информации (визуализация),
  • Бинарная для практики навыков.

Самой редкой и обязательной лекцией считается вводная. Она проводится впервые для студентов, чтобы объяснить конкретику учебного предмета. Информационная – распространённый способ изложения материала под запись или заметки. Если нужно обсудить со студентами ранее изученный конспект, чтобы выстроить логическую цепочку проблем и перейти к следующим темам, проводится конференция.

Структура лекция в ВУЗах

ВУЗ применяет единые правила построения занятий для всех специальностей. Структура задаётся по ГОСТу. Есть вступительная и основная части, подведение итогов. Стандартный план не меняется, независимо от профиля предмета, специализации. Главное, заинтересовать слушателя, поставить задачи перед аудиторией и вовлечь в дискуссию, оценивание и понимание вопроса. От этого зависит, будет ли студенту интересно изучать тему, сможет ли он её вообще понять.

  1. Первый этап позволяет оценить способности учащихся. Выявляются скрытые ошибки, возможности скоростной передачи информации.
  2. Подытоживание лекций – вывод, к которому пришли студенты или преподаватель на основании изложенного и мнения аудитории.

Все неясные задачи и вопросы изучаются дома. Так это называется подготовкой к семинару. Студент получает список источников. Следующий вид лекции будет зависеть только от плана, по которому происходит обучение студентов.

План построения лекций

Лекционное занятие всегда идёт по плану, который выстраивает руководитель (ректор), утверждает в Министерстве до начала учебного года, а впоследствии научный руководитель вносит коррективы. Они должны опираться на возраст учащихся, их уровень подготовки.

  • · Название темы, дисциплины. Сценарий един.
  • · Цель и задачи занятия.
  • · Чему научит лекция, какие сведения будут открыты для потока студентов.

На всё выделяет 2 академических часа.

примерный план лекций

План проведения лекции

Невербальные лекции – новшество в практикуме

Самым важным признаком мастерства преподавателя является темп речи. Психологи утверждают, — для получения и усвоения информации диктор должен говорить со скоростью 8 слов за 10 секунд. Студенты не могут запомнить предложения из 14 слов, поэтому темп обучения сводится к нулю.

По мнению учёных, лекция будет динамичной, если речь длится меньше, по 2 слова в секунду, а яркие моменты встречаются в монологе больше.

Громкость – особенность каждого учителя. Громкие слова утомляют, а тихие заставляют пребывать в напряжении несколько часов. Поэтому лектор должен уметь вести лекцию невербальными методами – жестами, в правильной позе. Пантомимика оказывает сильное влияние на всех присутствующих, а взгляд позволяет создать контакт со слушателем. Здесь важно не только уметь донести информацию, но и правильно её подать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: