Методологическая основа исследования дипломной работы – это обязательный пункт введения, в котором указываются способы отбора эффективных решений поставленной научной проблемы и детальное описание их практического применения по теме работы.
Критерии отбора методологии для диплома
- Полное соответствие направлению поставленных задач, цели, предмету/объекту исследования.
- Выбор методологии основывается на базе взаимосвязи основных принципов современного состояния научной отрасли.
- Методологические основы, применяемые в дипломной работе, гарантированно отображают научно-обоснованные результаты.
Это интересно
Автору запрещается использовать М., способную нанести вред участникам проводимого исследования и нарушающую основы общепринятых нравственных норм.
Основная классификация методов исследования
Условно методы исследования разделяются на две основные категории – это общие (универсальные, теоретические) и частные (практические, эмпирические).
Из чего состоит теоретическая основа исследования дипломной работы?
- Анализ предмета/явления с детальным учетом его индивидуальных признаков/свойств, применимых к теме работы.
- Синтез (объединение отдельных свойств/признаков предмета исследования в одно целое).
- Моделирование (возможность проектирования основных характеристик существующего объекта исследования на конкретную модель).
- Аналогия (выделение, конкретизация/группировка некоторых сходств отдельных предметов/явлений по заданным критериям).
- Индуктивный метод (построение рассуждений «от общего к частному»).
- Дедуктивный метод (учет ряда частных свойств рассматриваемого предмета/явления).
- Обобщение (для формулировки общего вывода о предмете/явлении, автор диплома учитывает несколько признаков одновременно).
- Классификация (явления и т.д. систематизируются по отдельно-взятым показателям и подразделяются на соответствующие категории).
- Объективное наблюдение за качествами/свойствами исследуемых явлений.
- Сравнение характеристик выбранного количества предметов между собой по определенным свойствам.
- Измерение (вычисление).
- Проведение экспериментов (тестирование, испытание изучаемых явлений/объектов в специальных лабораторных условиях).
- Интервьюирование респондентов (опрос, анкетирование и т.д.) для получения ценных сведений по рассматриваемой теме. Форма проведения – таблицы, графики, схемы, письменный текст (зависит от особенностей выбранного направления).
Что входит в практические методы исследования?
Выбор необходимых эмпирических методов прямо пропорционально зависит от характеристик определенной области знаний. Примеры популярных направлений представлены ниже.
- Экономика. Анализы: статический, нормативный, динамический. В ряде исследований, используется метод финансовых коэффициентов, построение экономических гипотез «при прочих равных условиях», а также экономико-математическое моделирование в соответствии с темой дипломной.
- Филология. Анализы: контекстный, композиционный, семантический. Может применяться биографический метод, лингвистический эксперимент или контент-анализ выбранных словосочетаний/предложений.
- Психология/педагогика. Рекомендуется использовать интервьюирование, шкалирование, изучение групповой дифференциации, контрольное педагогическое тестирование и т.д.
- Эволюционизм. Анализ неоэволюционизма, формационной теории, истории культуры с признанием ее структур постепенного развития.
Как правильно составить методологическую основу?
Методологическая основа диплома оформляется во введении документа, сразу после формулировки сведений об объекте проводимых экспериментов – это упростит переход к описанию проделанных практических действий.
Какие речевые конструкции рекомендованы для правильной формулировки выбранной методологии?
- Основа данной работы базируется на положениях…методологии.
- Дипломный проект основан на положениях…методологии.
- В указанной базе/методологии использовались положения…М. и т.д.
В заключении М. основы автор составляет хронологический список известных деятелей, изучающих рассматриваемое явление. При составлении истории практических экспериментов, обязательно оформляется исторический контекст указанной проблемы – такой подход поможет конкретизировать информацию о проведенной работе.