Методы исследования в курсовой работе с примерами

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Условно методы исследований можно разделить на несколько групп, каждая из которых содержит перечень инструкций касаемо того, как осуществляется анализ и прогноз конкретных действий. Способы представляют собой техники или инструменты, с помощью которых удается решить поставленные задачи. Но несмотря на широкие возможности, спектр доступных средств, методики образуют основные две категории: практические и теоретические, а также эмпирические.

Теоретические методы

Они необходимы для сбора информации и обработки дальнейших данных. Курсовая работа предполагает не только анализ цифр, но и определенные вычисления. Логические операции будут служить методами обработки эмпирических материалов.

  • Анализ — разделение процесса, предмета или конкретного явления на части, которые нужно изучить на предмет свойств или характеристик. Чтобы анализировать явления в цикле времени, применяются исторические методы.
  • Синтез — необходим для проведения связей между несколькими данными, значениями или объектами событий. Например, если анализ делит процесс на составные части, то синтез генерирует причинно-следственную связь между данными, полученными в разное время.
  • Классификации нужна для сортировки общего объема данных на группы для сравнения. Метод подходит для всех курсовых работ, где требуется проведение статистических манипуляций.
  • Абстрагирование — отсечение вторичных признаков для конкретизации свойств изучаемого предмета. Используется в гуманитарных науках: философия, филология, педагогика, психология. Выявляются основные ключевые закономерности, которые не меняются из-за других факторов, и которые не подлежат изменениям в силу вторичных характеристик.
  • Аналогия используется для присвоения характеристик одного предмета другому. Провести ее можно на основе сходств и повторений в некоторых проявлениях. Применяется метод в двух формах: ассоциациативной и логической. В первом случае выделяются схожие по прототипу явления, во втором: делаются выводы о подобии на основании теорий вероятности.

теоретические методы

Теоретические методы

Интересно! Без проведения аналогии практически невозможно построить материальное моделирование ситуаций.

Математические группы в теории

Отдельно можно выделить условно практические методы, относящиеся к теоретическим.

таблица метод индукции и дедукции

Метод индукции и дедукции

Теоретические методы применяются для обобщения систематизации данных. Как правило, курсовая пишется на их основе только в части теории, где не нужны конкретные вычисления.

Практические методы

Они используются для получения данных опытно-прикладным путем. Как правило, выделяют основную подгруппу, которая состоит из нескольких методов:

  • Сравнение представляет собой метод практического анализа для выявления сходства и различия между объектами.
  • Наблюдение позволяет установить тенденцию или динамику за изменением хода событий. Может применяться при контроле цен во время выхода на рынок. Здесь применяются визуальные (прямые) и косвенные приемы. В первом случае нужны приборы специальной техники, во втором — автоматические режимы регистрации.
  • Измерение уже позволяет точно выразить в конкретных числах выявленное значение.
  • Описание служит методом практического заключения на основе наблюдения. Должны быть данные, опираясь на которые, можно сопоставить результаты. Выделяют качественные и количественные измерения. К примеру, наука о статистике: вычисляет количество пожилых людей на текущий год. Проводится сбор данных, анализ. Качество будет говорить о погрешностях: какое количество людей верно указали возраст. Ошибки в статистике допустимы.
  • Анкетирование или опрос относят к социальным методам анализа. Являемся практическим, так как требует сбор информации и работы со схемами, диаграммами и цифровыми данными.

К явным практическим методам относят моделирование, эксперименты и материальное или визуальное представление макетов действительности.

Эксперимент

Предусматривается опытное изучение объектов, которые рассматриваются в курсовой работе.

  • Студент должен создать искусственную среду, чтобы провести ряд манипуляций.
  • Все числовые данные записываются в ходе проведения анализа.
  • Достоверность опыта и возможность его повторения — главная задача, которую ставит перед собой экспериментатор.

Важно! Если методика анализа не подходит проверку, нет данных о том, как сделать манипуляцию в реальных условиях, эксперимент считается проваленным, а метод подобран наверно.

Материальное или визуальное представление

Это частный случай построения разновидности эксперимента. Проводится с целью доказательства достоверности и наглядного представления имитации, чтобы в ходе пояснения можно было отчётливо видеть предмет анализа.

Материальные модели должны соответствовать оригиналу:

  • Геометрические модели: муляжи, макеты,
  • Графические: чертежи и схемы,
  • Математические: панно, таблицы, иллюстрации,
  • Физические: демонстрация на экране.

Студент обязан при использовании данного метода воспроизвести модель или ситуацию, о которой идёт речь в курсовой работе. Фрагмент действительности — это и есть наглядный пример того, о чём говорилось в целях и задачах.

Моделирование

В отличие от материального представления моделирование представляет собой точные копии тех объектов, которые поддаются исследованию или изучению. Часто их используют архитекторы и дизайнеры, соблюдая масштабы реальных и созданных моделей действительности.

моделирование курсача

Моделирование для курсовой работы

Если речь идёт об астрономических телах, расчетах, необходимо в точности соблюсти размеры и характеристики. Наглядный тому пример:

Искусственно созданный макет Земли: должны присутствовать не только небесные тела, но и сопутствующие эффекта для построения пространственной области.

Эмпирические методы

Необходимы для накопления данных. Они собираются в процессе исследования, а студент в практической части курсовой описывает свои наблюдения за ходом событий. Эмпирические методы не дают возможности оценивать динамику, изменения. Помогают лишь правильно отобрать информацию.

Как оформляются методы в курсовой?

Все методы указываются во введении работы. В зависимости от этапов исследования и темы выбираются наиболее подходящие, которые помогут отразить суть задачи и добиться цели и результатов.

оформление методов

Оформление методов

Во введении есть пункты о целях и задачах, где сказано, какие мероприятия будут приведены. Следовательно, знакомство с информацией и рассмотрение структуры компании можно отнести к теоретическим или эмпирическим методам исследования. Анализ финансовой отчётности и сотрудников — математические методы, которые будут отражать цифровые значения результатов.

Некоторые темы курсовых работ содержат параграфы, где используются разные методы исследований. При этом каждый из них подразумевает расчёты, сбор данных, экспериментальное доказательство и не только.

Исследование проводится в рамках темы курсовой работы. Студент должен опираться на те цели, которые указаны. Нежелательно отклоняться, добавляя косвенные методики — они не добавят конкретики и ясности. В заключении нужно отметить, с помощью каких моделей анализа были достигнуты результаты.

Методы исследования в курсовой работе

Что такое метод исследования?

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

  1. Теоретические.
  2. Эмпирические (научные).

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование,
  • аналогия,
  • классификацию,
  • обобщение,
  • сравнительный анализ,
  • синтез (объединение),
  • изучение и анализ литературы,
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты,
  • наблюдение,
  • расчеты, измерения,
  • моделирование,
  • беседа или интервью,
  • опрос,
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем),
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор),
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура),
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная),
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток),
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония),
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя),
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское),
  • Новое время,
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям,
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов,
  • коллективные монографии,
  • статьи, очерки, заметки,
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта),
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.),
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: