Раздаточный материал (РМ) – это демонстрационные/наглядные пособия к выпускной квалификационной работе (таблицы, графики, схемы, диаграммы, плакаты, чертежи и т.д.), необходимые для ее полноценной защиты перед участниками государственной аттестационной комиссии за отведенное время (до 10 минут).
Зачем нужен раздаточный материал при защите дипломной работы?
- Отображение основных/промежуточных выводов автора, полученных в процессе проводимого исследования (таблицы, графики, диаграммы и т.д.).
- Отражение уровня владения представленной информацией.
- «Отвлекающий маневр» от незначительных недостатков дипломной работы – такой подход поможет перенаправить основное внимание членов комиссии с поиска ошибок в оформлении текста на демонстрируемый наглядный материал.
- Особенности выбранной тематики/рассматриваемая научная отрасль не позволяют защитить диплом без дополнительных пособий.
Как подготовить перечень демонстрационных материалов?
Рекомендуемый объем раздаточного материала – до 10 страниц формата А4. Автор составляет наглядные пособия для всех трех глав документа, но с основным уклоном на последние два раздела, подчеркнув результаты проделанной аналитической работы.
Каждый вид наглядных пособий начинается с новой страницы и имеет собственный заголовок, напечатанный крупным, ярким шрифтом, привлекающим внимание читателя.
Если выпускник составил информативную презентацию к диплому, не рекомендуется полностью дублировать уже представленные сведения – достаточно указать ключевые таблицы, схемы, рисунки графики, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме работы.
Как правильно составить раздаточный материал?
Чтобы раздаточный материал допустили к процедуре защиты, автор выполняет четыре простых шага – оформляет титульный лист, формирует вводную часть документа, отображает в основной части практический материал по теме работы, подводит итоги в заключении.
1. Оформляем титульный лист
Оформление титульного листа обязательное условие оформления наглядного материала дипломной работы. Для этого, автор распечатывает копию титульного листа выполненного диплома.
2. Формируем вводную часть документа
Правильно-составленная вводная часть раздаточного материала упрощает ознакомление с представленным материалом. Автору рекомендуется сделать акцент на актуальности проведенного исследования, тезисно описать цель, задачи, рассматриваемый предмет/объект.
Это интересно
Основная задача выпускника – емко/лаконично изложить основные справочные сведения, выделив их полужирным начертанием
3. Отображаем практический материал в основной части
Сэкономить собственное время, улучшить ориентированность читателя в информации о дипломной работе помогут дополнительные ориентиры (навигация по дипломной работе).
Как наглядно оформить практический материал?
- Каждая страница снабжается новым заголовком (например, «Лист № 1» и т.д.).
- Один лист – одна иллюстрация/одно изображение с максимальным разрешением (для четкой прорисовки деталей).
- Все схемы/таблицы/чертежи подписываются. Надпись указывается непосредственно в верхней/части объекта.
- Во избежание путаницы, автор составляет подсказки, упрощающие последовательный/контекстный переход к следующему листу раздаточного материала.
- Если в работе содержится много иллюстративного материала, не рекомендуется выносить весь его объем в раздаточный материал. Такой подход рассеивает внимание участников комиссии и мешает сосредоточиться на главных моментах, вызывая дополнительные вопросы к автору.
- Если в дипломе недостаточное количество наглядных пособий, студент имеет право включить в перечень оглавление (содержание), краткое описание цели/поставленных задач, список основных литературных источников.
4.Подводим итоги в заключении
В заключении указываются результаты проделанной исследовательской работы. Упростить восприятие представленных данных можно с помощью дополнительных сводных таблиц, подробно указав в них поставленные задачи/полученные итоги.
Это интересно
Достичь положительного эффекта помогут слова благодарности участникам комиссии за уделенное внимание, размещенные на самой последней странице наглядных пособий.
Требования к оформлению раздаточного материала к дипломной работе + образцы
- При составлении перечня РМ учитывается число участников комиссии, поэтому рекомендуется распечатывать документацию с небольшим запасом.
- Наглядные пособия оформляются двумя способами – брошюровка или размещение в папке. Обязательное условие – наличие титульного листа, оформленного по тем же правилам, что и для диплома.
- Стиль оформления схем, таблиц, графиков, иллюстраций, диаграмм и т.д. выдерживается в общей стилистике оформления ВКР.
- Каждая схема/таблица размещается на отдельной странице, сопровождается собственным заголовком, нумерацией. Автору разрешается выбрать один из двух вариантов нумерации – сквозная нумерация, привязанная к основному тексту диплома или присвоить всем позициям наглядного пособия собственные порядковые номера.
- На страницах РМ разрешается ссылаться на страницы ВКР с более подробной информацией по рассматриваемому вопросу.
- РМ может содержать краткие выдержки из аннотации к диплому – зависит от специфики рассматриваемого предмета исследования/темы ВКР.
Как выступать с демонстрационными материалами во время защиты?
- Раздаточный материал демонстрируется синхронно вместе с докладом к дипломной и показом презентации. Автору рекомендуется заранее отрепетировать ход выступления перед родственниками или знакомыми – это снизит волнение и придаст уверенности в собственных силах.
- Доклад (речь на защиту) содержит пометки, позволяющие плавно перейти на требуемый лист РМ. Такой подход упростит усвоение информации слушателями по каждой главе выпускной квалификационной работы.
- Выводы/заключение представляются только в наглядном формате.
Раздаточный материал составляется одним из двух вариантов – частично-дословное повторение перечня слайдов презентации или ее независимое дополнение (пример – обратите внимание на лист №1 – эта информация схематически представлена на слайде № 3 презентации и т.д.).