Изменения в бизнес-среде могут как создать новые возможности для вашей компании, так и привести к значительным угрозам. Возможностью может быть развитие новой технологии, которая поможет привлечь больше клиентов и позволит расширить ассортимент. Угрозой будет повышение конкуренции, сокращение рынка и повышение процентных ставок.
Анализ PEST – это отличный способ проанализировать политические, экономические, социокультурные и технологические изменения в бизнес-среде. Он поможет увидеть общую картину ситуации и сделать из нее правильные выводы.
Эту модель разработал профессор гарвардского университета Френсис Агиллар в 1967 году, однако она не теряет своей популярности и актуальности и по сей день.
Эта модель ценна по нескольким причинам:
- Она позволяет выявить потенциальные возможности и быть осведомленным о возможных угрозах.
- Она показывает направление, по которому движется ваша сфера бизнеса и в какую сторону меняется, что позволит подстроиться под эти изменения.
- Она поможет избежать запуска заранее провальных проектов.
- Она поможет избежать бессознательных предположений о новой стране, в которой вы хотите открыть свой бизнес.
Как использовать инструмент
Следуйте этим шагам для того, чтобы проанализировать вашу бизнес-среду, а также возможности и угрозы, которые она таит:
- Используйте PEST для мозгового штурма. Вам понадобится масса новых идей.
- При помощи мозгового штурма проанализируйте возможности, которые возникнут после изменения в бизнес-среде.
- Проанализируйте угрозы и проблемы, которые могут возникнуть.
- Примите соответствующие меры.
Рассмотрим каждый из четырех факторов по отдельности.
1
PEST-анализ
Политические факторы
- Когда в этой стране местные и президентские выборы? Как это может изменить государственную и региональную политику?
- Кто наиболее вероятный претендент на пост президента? Каковы его взгляды на бизнес вообще и на вашу сферу в частности?
- Насколько хорошо защищена частная собственность в этой стране? Насколько распространена коррупция?
- Есть ли какой-то закон на рассмотрении, который может повлиять на налоги и ваш бизнес? Позитивно или негативно?
- Какие тенденции можно заметить в государственном регулировании предпринимательской деятельности?
- Насколько защищены права потребителя?
- Каковы временные рамки предполагаемых законодательных изменений? Сколько у вас есть времени?
- Есть ли еще какие-то политические факторы, которые скорее всего изменятся?
Экономические факторы
- Насколько стабильна экономика страны? Она растет, стагнирует, падает?
- Стабилен ли курс валют?
- Растет или падает доход граждан? Будут ли какие-то изменения в следующие пять лет?
- Каков уровень безработицы? Легко ли найти квалифицированного работника? И насколько дорого это обойдется?
- Легко ли получить кредит для бизнеса?
- Как глобализация затрагивает экономику этой страны?
- Есть ли еще какие-то экономические факторы, которые стоит рассмотреть?
Социокультурные факторы
- Каковы темпы роста населения?
- Каков средний возраст?
- Окажет ли влияние на ваш бизнес смена поколений?
- Каков общественный уровень медицины, здоровья, образования и социальной мобильности? Как это может повлиять на ваш бизнес и каковы тенденции?
- Есть ли какие-то социальные табу, которые повлияют на ваш бизнес?
- Каковы религиозные верования и стиль жизни в этой стране? Как они влияют на людей и их решения?
- Есть ли еще какие-либо социокультурные факторы, которые затронут ваш бизнес?
Технологические факторы
- Есть ли новые технологии, которые вы можете использовать?
- Имеются ли какие-то технологии в разработке, которые могут радикально изменить подход к бизнесу?
- Имеют ли ваши конкуренты доступ к новым технологиям, к которым вы не имеете доступа? Как его получить?
- На каких исследованиях концентрируются ученые этой страны? Какие преимущества вы можете получить благодаря этому?
- Возможна ли удаленная работа?
- Существуют ли в этой стране технологические центры?
- Есть ли еще технологические факторы, которые стоит принять во внимание?
2
Мозговой штурм поиска возможностей
Теперь вам нужно придумать как можно больше вариантов новых возможностей. Используйте технику SCAMPER, она поможет вам взглянуть на ситуацию с совершенно разных сторон.
3
Мозговой штурм поиска угроз
Помните, что любое, даже на первый взгляд позитивное изменение, несет с собой множество угроз. Не сосредотачивайтесь исключительно на возможностях, выясните какие вас могут ждать проблемы. Используйте ту же технику SCAMPER.
4
Действуйте
Составьте подробный бизнес-план. Главное правило при его составлении — это гибкость. Он должен быть составлен таким образом, чтобы при изменении экономики или бизнес-среды, его можно было переработать и внедрить за короткий период времени. После составления этого плана, действуйте.
Желаем вам удачи!