Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма

 consciousness2Мы умеем определять уровень IQ, можем измерить свой уровень физической силы и т.д., но можем ли мы определить свой уровень морального сознания? Да, можем. В одной из прошлых статей мы говорили о методике морального интервью – отличном способе самопознания и выявления своих моральных установок.

В этот раз вы сможете определить свою стадию морального развития, ещё лучше поймёте, чем вы руководствуетесь при принятии моральных решений, узнаете, что такое моральная идентичность и моральный рост, получите инструмент для своего морального развития.

Онлайн-программа «Самопознание» поможет вам лучше познать себя и ваши индивидуальные особенности. С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма (СРД-КФ)

Методика СРД была разработана учеными Дж. Джибсом, Д. Фуллером и К. Бэсинджер в 1991 году. Она является «продуктивным» способом диагностики – испытуемые самостоятельно формулируют свои моральные обоснования, а не выбирают из предложенных вариантов.

Оригинальный вопросник СРД-КФ состоит из 11 вопросов (в предложенном ниже варианте добавлен ещё один вопрос – он под номером 3).

Алгоритм ответа:

  1. В каждом вопросе вас спрашивают «насколько важно… ?» Вам нужно ответить «очень важно», «не очень важно» или «неважно».
  2. Затем вам необходимо дать развёрнутое и аргументированное объяснение, почему вы так считаете, на что вы опираетесь в своём ответе.

Внимательно прочитайте вопросы и дайте вдумчивые, честные и подробные ответы. Не лукавьте – искажённый результат не даст вам никакой полезной информации.

Итак, вопросы:

  1. Подумайте о том, как Вы давали обещание своему другу. Насколько для людей важно, если они могут держать слово перед друзьями?
  2. Что Вы думаете по поводу выполнения обещаний перед любым человеком? Насколько для людей важно, если они могут выполнять обещания даже перед кем-то малознакомым (почти незнакомым)?
  3. Насколько для человека важно прощать того, кто причинил ему какой-либо вред?
  4. Насколько важно для родителей держать слово перед детьми?
  5. Насколько важно для судей отправлять преступников в тюрьму?
  6. Если говорить в целом, насколько для людей важно говорить правду?
  7. Подумайте о том, как Вы помогали Вашей матери или отцу. Насколько для детей важно помогать своим родителям?
  8. Допустим, Ваш друг нуждается в помощи и может даже умереть, и Вы — единственный, кто может его спасти. Насколько для человека важно (без риска для собственной жизни) спасти жизнь друга?
  9. Что Вы думаете о спасении жизни любого человека? Насколько важно для человека (без потери собственной жизни) спасти жизнь незнакомца?
  10. Насколько для человека важно жить, даже если он этого не хочет?
  11. Насколько для людей важно не брать вещи, принадлежащие другим людям?
  12. Насколько для людей важно подчиняться закону?

Как только вы дали ответы, можете переходить к их интерпретации.

Интерпретация ответов

После того как вы дали свои развёрнутые ответы на каждый из вопросов, вы можете определить свой уровень морального развития по Кольбергу. Познакомьтесь с уровнями и стадиями, которые он предлагает, и отнесите каждый свой ответ к одной из стадий.

Всего есть 3 уровня по 2 стадии – то есть 6 стадий в сумме. После того как вы соотнесли все свои ответы с подходящими по описанию стадиями, найдите среднее арифметическое.

Если у вас, например, 8 ответов третьей стадии, 3 ответа второй стадии и 1 ответ четвёртой стадии, вы находитесь примерно на 2,83 стадии, то есть практически перешли со второй стадии на третью.

Между стадиями нет чётких границ: как вы убедились из прохождения вопросника, человек может иметь суждения, соответствующие различным уровням морального развития. Именно поэтому важно определить среднее значение, то есть ваш общий моральный уровень.

Если стадии, к которым вы отнесли какие-то из своих ответов, сильно отличаются от среднего показателя (например, средний – 2,83, а какой-то свой ответ вы отнесли к 5 стадии), подумайте ещё раз, честный ли вы дали ответ и правильно ли вы его интерпретировали.

Кольберг называл самыми распространёнными третью и четвёртую стадии морального развития. Эксперименты показывают, что уровень морального развития зависит от культуры, в которой вырос человек, его возраста, интеллекта, уровня социальной апперцепции. Но в среднем взрослые люди находятся примерно на третьей стадии.

Также вы можете интерпретировать этим способом результаты, полученные в ходе морального интервью.

Понятие моральной идентичности и морального роста

По этой теме написано несколько работ А. Рид и К. Аквино. Они определяют моральную идентичность как представление о собственных моральных качествах.

Испытуемым были заданы вопросы:

  1. Насколько для них важно иметь определённые качества?
  2. Какие качества они бы хотели иметь?
  3. Какие качества им было бы стыдно иметь?

В ходе исследований было получено 376 характеристик (видов проявления) морального человека. Но не меньше трети опрошенных сводили свои ответы к честности, великодушию, состраданию, дружелюбию, заботливости, честности, трудолюбию и готовности помочь.

Моральный рост – повышение уровня моральной идентичности. Толчком к такому росту могут послужить два вопроса:

  1. Что вы должны делать, чтобы быть моральным человеком?
  2. Что вы НЕ должны делать, чтобы быть моральным человеком?

Ответьте на эти вопросы и сделайте выводы на их основе. Рекомендуем еще раз перечитать статью, чтобы лучше вникнуть в суть, и протестировать себя, соблюдая все инструкции. Это поможет вам получить более точные и достоверные данные о себе.

Желаем успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: