Эффект Пигмалиона

pygmalion-effect

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.

История выявления

Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.

Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.

Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.

Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.

Текущие исследования эффекта Пигмалиона

На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?

Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.

Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.

Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.

Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.

Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.

Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: