Фильм «Я и другие»

фильм я и другие

«Я и другие» научно–популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссером Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально – психологических экспериментов. Наибольшее впечатление производит эксперимент на внушаемость, поставленный с детьми дошкольного возраста.

Общая информация о фильме

  • Год выпуска: 1971
  • Страна: СССР
  • Режиссер: Феликс Соболев
  • Сценарий: Юрий Аликов
  • Директор фильма: Г. Смертенко
  • Оператор: Леонид Прядкин
  • Композитор: Яков Цегляр
  • Научный консультант: Артур Петровский
  • В ролях: обычные люди
  • Текст читает: Алексей Консовский
  • Жанр: документальный
  • Время: 49 мин.
  • Ограничение по возрасту: 12+

Сюжет

Фильм состоит из документальных съемок проводимых психологических экспериментов с обычными людьми. Голос диктора за кадром комментирует ход каждого эксперимента и реакцию людей.

Эксперименты проводятся с целью подтверждения такого факта, что человек может додумывать все, что не смог запомнить, фильм раскрывает человеческие способности заполнять недостаток информации домыслом и фантазией.  Демонстрирует основы манипуляции сознанием людей: люди способны поддаваться мнению окружающих, даже если оно абсурдно. Эксперименты подготовлены и приведены кандидатом психологических наук – Валерией Мухиной.

Это очень интересный, глубокий  фильм, с точки зрения психологии. Единственное, что вызывает неоднозначные эмоции и чувства, так это то, что эксперименты, пусть и психологические проводятся все же на детях.

Эксперименты

В одном из описанных психологических экспериментов группе показывают портреты пятерых, пожилых людей. Задача участников – убедить испытуемого в том, что на двух фотографиях (первой и четвертой) изображен один и тот же человек. Намеренно фотографии выбраны совершенно разные. После объяснения правил участникам, в студию приглашается испытуемый. Ему указывают на висящие портреты, а затем просят ответить, есть ли среди них изображения одного и того же человека. Конечно, испытуемый отрицает. Далее тот же вопрос (уже в присутствии испытуемого) задается участникам группы. И они все  утверждают, что на первой и четвертой фотографиях – один человек. При этом каждый приводит уверенные, кажущиеся разумными аргументы. Когда очередь доходит до испытуемого, его просят ответить на тот же вопрос повторно. Он уже не так уверен в своей правоте. Большинство испытуемых, меняют свое мнение —  соглашаются с группой. Такое поведение, дает разъяснение диктор за кадром – называется внушаемым. Есть, однако, и исключения. Например, одна девушка – ее довольно долго пытались убедить в похожести портретов, но она не поддалась.  Такое поведение называется – независимым ( ориентировка на собственное впечатление). Далее по фильму те, кто согласился по поводу портретов с мнением большинства, приглашены участвовать в тесте с двумя пирамидками – белой и черной. Подставные люди намеренно называют обе пирамидки белыми. Несмотря на явную абсурдность происходящего и далеко не детский возраст участников эксперимента, некоторые все же называют черную пирамидку белой.

Каждый эксперимент « Ученый или убийца», «Обе белые», «Сладкая соленая каша» и другие из этого психологического фильма призваны заставить нас задуматься, взглянуть на себя со стороны: что мы знаем о себе, о своей психологии, насколько мы самостоятельны в своих суждениях и как влияют на нас другие.

Эксперименты, проводимые с детьми, отчетливо показали, как важно для каждого ребенка «быть как все». Особенно это проявляется в эксперименте «Сладкая соленая каша»: один участок каши сильно пересаливают, а всю остальную посыпают сахаром. Детям поочередно предлагают попробовать кашу с одной и той же тарелки и каждого спрашивают в присутствии других, какая она на вкус. Первым трем ребятам дали сладкие части, и они говорят как есть, что она действительно сладкая. Четвертому же испытуемому ребенку достается пересоленная часть. Однако, при нем большинство ребят заявили, что она сладкая, и четвертый почти всегда с ними соглашался. При этом, многие из детей, кому доставалась соленая часть, активно отказывались от еще одной ложечки такой вот «сладкой» каши.

Еще один из интересных экспериментов – «Ученый и убийца». Психолог Валерия Мухина выбирает добровольцев из аудитории и приглашает их пройти в отдельную комнату, затем вызывает по одному участнику. Каждому демонстрируют один и тот же портрет пожилого человека, только разница в том, что для одних, он (по словам психолога) – преступник, а для других – видный ученый. Задача испытуемых – составить психологический портрет человека, изображенного на портрете. И в зависимости от того, как  мужчина был представлен психологом, участники эксперимента называли положительные или отрицательный его качества по чертам лица.

Награды

В 1971 году  на Международном кинофестивале в Оломоуце (Чехословакия) документальный фильм «Я и другие» заслужил Приз и диплом.

«Я и другие» это фильм, из которого каждый вынесет что-то свое. Если резюмировать, все что изложено выше, то мы имеем: чем больше аудитория слушателей, тем степень внушаемости выше. Слушатели не согласны с мнением выступающего, но почему-то никто не возражает, а наоборот, все молчат. Происходит это потому, что каждый боится выступить «против» в одиночку. Так как все молчат, создается впечатление, что все «за» и круг замыкается – теперь страшно выступить против всех. Человек сильнее подвержен внушению или убеждению, если имеет мало информации и знаний об обсуждаемом вопросе.

Думать самостоятельно это важно, это признак высокообразованности и умения концентрироваться.

Приятного вам просмотра!

Отзывы и комментарии

Оставить свой отзыв о фильме «Я и другие» вы можете ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: