Фланговая задача – одна из самых распространенных задач на оценку концентрации, селективности внимания и когнитивного контроля. Пока этой методики не было, любые задачи по исследованию процессов концентрации использовали исключительно зрительный поиск, по причине чего отделить отвлекаемость от результатов процесса поиска было крайне сложно. Но благодаря фланговой задаче Эриксена эту проблему удалось решить.
Немного истории
В 1974 году фланговую задачу предложил специалист в области исследований физиологии человека Чарльз Эриксен, чтобы проводить диагностику внимания и оценивать динамику познавательных процессов, задействованных в обнаружении и распознавании целей при отвлекающих факторах.
Чарльз Эриксен – основоположник теории зрительного анализа. В процессе ее разработки он проводил множество экспериментов, где испытуемым требовалось выбрать конкретную букву алфавита, находящуюся в окружении похожих символов. В итоге ученый сумел установить важнейшую особенность внимания человека: чем меньше между схожими объектами свободного пространства, тем сложнее ему концентрироваться на отдельном объекте.
Чуть позднее – в 1979 году Эриксен вместе с коллегами изучил особенности некоторых зрительных тестов: направление букв, их контрастность, размер и т.д. В итоге появилась модель непрерывного потока восприятия, согласно которой все данные обрабатываются одновременно для разных составляющих стимула, а также накапливаются на протяжении длительного времени до тех пор, пока не достигнут достаточного объема для определения реакции.
Вышеназванные наблюдения и особенности внимания со временем стали основой огромного количества игр и тренажеров на развитие мышления. Некоторые игры нашей онлайн-программы «Нейробика», кстати, тоже основаны на ней.
Описание фланговой задачи
Фланговая задача основывается на том, что при зрении глаз одновременно фиксирует сразу несколько объектов, схожих друг с другом. Несмотря на то, что нужно распознать лишь один объект, внимание между ними рассеивается.
Обычно в тесте человеку показывают ряд из семи элементов. В центре этого ряда располагается ключевой элемент. Задача тестируемого – показать, куда он направлен. Стимулы (ряды элементов) могут быть как конгруэнтными, так и неконгруэнтными.
Примеры конгруэнтных стимулов:
HHHKHHH
CCCSCCC
В этих примерах мишени (центральные элементы) и фланкеры (элементы по флангам) предполагают один и тот же ответ.
Примеры неконгруэнтных стимулов:
HHHSHHH
CCCHCCC
В этих примерах центральные элементы имеют цель, отличную от соседних элементов и предполагают ответ, противоположный фланкерам.
Во фланговой задаче также могут иметься и другие стимулы, например, стрелки, цветовые пятна, числа или какие-то иные графические объекты. В качестве фланкеров могут выступать стрелки, направленные в ту же сторону, что и главный стимул (такие стимулы будут конгруэнтными), направленные в противоположную сторону (такие стимулы будут неконгруэнтными) или обозначенные квадратом (такие стимулы будут нейтральными).
Чаще всего (и не важно, о какой модификации задачи идет речь) используются фланкеры, которые образуют горизонтальный ряд, ведь именно он ассоциируется с текстом. Что же касается результатов, то есть определенная разница между тем, что выдает мозг, когда включает логику и когда не включает ее. Если логика не включена, мозг просто не найдет взаимосвязи между задачей и изображением, а если она включена, проанализирует все нюансы задания и даст правильный ответ.
Применение фланговой задачи
Фланговая задача часто служит клинической методикой, позволяющей диагностировать разные психологические и неврологические заболевания, например, болезнь Паркинсона. При этом обычно она применяется в комплексе с тестом Струпа, т.к. оба теста показывают одинаково достоверные результаты при диагностике зрительного внимания.
Широкое применение задача нашла и в области детской психологии. С помощью основанных на ней тестов оценивают способности к концентрации и распределению внимания у детей, выявляют отклонения и слабые места когнитивного навыка, развивают умение концентрировать и переключать внимание, улучшают зрительное восприятие объектов с определением основных критериев поиска.
Многие педагоги и психологи рекомендуют родителям самим предлагать своим детям решать разные варианты фланговой задачи, начиная с достижения ребенком 6-7-летнего возраста. Это не только будет способствовать развитию навыка быстро и правильно искать какие-то бытовые предметы, но и послужит мощной предпосылкой для успехов в учебе в перспективе.
Для взрослых людей решение фланговой задачи также будет очень полезно, т.к. она тренирует логическое мышление, способствует развитию умения сосредотачиваться и не отвлекаться на сторонние факторы и раздражители. В дополнение к этому фланговая задача оказывает положительное влияние на периферическое зрение.
Игры и тренажеры, созданные на базе фланговой задачи, прекрасно развивают интеллектуальные способности, приводя к формированию новых нейронных связей. А благодаря интересному оформлению и яркому дизайну, созданному современными разработчиками, подобные задания не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.
Беря во внимание научную обоснованность эффективности фланговой задачи Эриксена, мы тоже используем ее в качестве базы для некоторых наших заданий на развитие мышления. Думаем, что вам будет интересно познакомиться с этими заданиями, и для этого предлагаем вам потренировать мозг и пройти бесплатный курс «Нейробика».