Интересные факты о грамотности

Интересные факты о грамотности

Возникают ли у вас какие-нибудь ассоциации с датой 8 сентября? Да, это Всемирный день журавля, и День танкиста, и День озера Байкал. А еще это Международный день грамотности, и отмечается он уже несколько десятков лет – начиная с 1966 года. Но даже если этот факт вас не особо впечатляет, думаем, факты о грамотности, о которых мы расскажем в этой статье, произведут на вас впечатление.

Кстати, если вы не придаете грамотности особого значения, предлагаем почитать статью «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», где мы рассказываем о том, почему каждый человек должен быть грамотным и образованным. Но сейчас обойдемся без философии и размышлений, поэтому давайте сразу перейдем к интересному.

Интересные факты о грамотности

Далее мы представим любопытные факты о грамотности, которые нам удалось найти, проведя небольшое исследование. О чем-то мы скажем лишь вкратце, но некоторых вещей коснемся более подробно. Для начала расскажем о некоторых фактах, которые мы узнали о грамотности вообще:

  • В начале нашей эры (после рождества Христова) самым грамотным народом были иудеи, а в каждом иудейском городе была собственная школа, где обучали грамоте.
  • В Древней Индии грамотность женщины приравнивалась к позору, т.к. писать и читать дозволялось только жрецам и некоторым мужчинам.
  • В эпоху Античности особо грамотными считались греки. Мальчики получали образование в школах, а за грамотность девочек отвечали матери и няни.
  • В эпоху Средневековья даже не все знатные люди были грамотными, т.к. большинству из них требовалось лишь развивать ораторские качества для произнесения речей. Письмо в те времена поручали писцам, а чтение – чтецам.
  • В эпоху Просвещения грамотностью могли похвастаться только представители знати. Любая девушка из знатного семейства знала латынь, свободно изъяснялась на французском, писала и читала на родном языке.
  • Английский философ 16-17 веков Френсис Бэкон, рассуждая о грамотности, говорил, что чтение формирует полноценную личность, обсуждение ее подготавливает, а письмо – завершает.
  • По заверению составителей Оксфордского словаря английского языка, английский термин literacy, означающий «грамотность», начали использовать в речи лишь в 1886 году, в то время как термин illiteracy, означающий «неграмотность», был в обиходе с 1660 года (кстати, в словаре английского языка Самюэля Джексона есть термин «неграмотность», а вот термина «грамотность» в нем нет).
  • Как правило, под грамотностью подразумевается обладание навыками чтения и письма. Если человек не умеет читать, его называют безграмотным, если же он не умеет только писать, термин «безграмотность» или «неграмотность» к нему не применяется. Вместо этого говорят, что он страдает дисграфией.
  • Существует понятие врожденной грамотности. Обладающие ей люди способны без особого труда красиво и лаконично излагать мысли, без ошибок писать и быстро читать. Однако эти навыки, конечно же, при рождении отсутствуют. Имеется лишь предрасположенность к грамотности, позволяющая людям обучаться быстрее и лучше остальных.

А вот что попалось нам на глаза об особенностях грамотности в мире и разных странах:

  • Специалисты ЮНЕСКО подсчитали, что на сегодняшний день в мире абсолютно безграмотными являются примерно 877 миллионов человек, причем большинством являются женщины.
  • Больше половины всех безграмотных людей на Земле живут на Юге и Востоке Азии – из десяти человек там не умеют читать четыре. Процент людей, которые не умеют читать, в Северной Африке составляет 37%, а в арабских странах – 38%. В Карибских государствах и Латинской Америке никогда не ходили в школу 12% населения.
  • По информации ЮНЕСКО, низким уровнем грамотности могут «похвастаться» не только бедные страны мира. Неграмотных людей много и в государствах с достаточно высокой экономикой, таких как Бразилия, Египет и Китай. Несмотря на это, в Китае (а также в Индии и США) преобладает именно грамотное население.
  • 3,6 миллиарда людей по всему миру умеют читать и писать простые тексты, что составляет примерно 82% взрослого населения планеты (люди старше 15 лет).
  • Отмечается, что жители Великобритании читают в среднем примерно 5,3 часа в неделю, а телевизор смотрят более 18 часов. Также в Великобритании в 2013 году книжные издательства напечатали 184 тысячи книг с разными наименованиями. Это значит, что каждые три минуты появлялась одна новая книга.
  • Начиная с 1989 года, в Республике Корея за работу в области развития грамотности ежегодно вручается награда короля Сечжона. Каждый лауреат получает еще и премию в размере 20 тысяч долларов.

Еще есть интересная информация на тему мужской и женской грамотности:

  • Две трети безграмотного населения планеты – это женщины.
  • В Йемене грамотными являются 69% мужчин и только 28% женщин, в Непале 26% грамотных женщин и 62% грамотных мужчин, а в Лесото 70% грамотных мужчин и 88,3% грамотных женщин.
  • В Восточной Европе больше всего неграмотных женщин отмечается в Турции, в Азии – в Индонезии, в Северной Америке – в США, а в Центральной Америке – в Гватемале.
  • Грамотность мужчин и женщин Южной Америки и Западной Европы примерно одинакова.
  • Всего по миру только в 19 странах грамотных женщин больше, чем мужчин. А в 41 стране мира количество неграмотных женщин вдвое превышает число неграмотных мужчин, плюс и вероятность быть безграмотной для женщины здесь вдвое больше, чем для мужчины.

По поводу детской грамотности тоже нашлось кое-что любопытное:

  • Из 122 миллионов детей по всему миру, способных к обучению и получению среднего образования, эту возможность используют лишь 73 миллиона детей, т.е. всего 60%.
  • На данный момент более 50% детей в 15 странах мира не получили даже базового образования в школе.
  • В Индии в школах учатся 49% детей, в Китае – 89%, в Центральной Африке – 13%, в Юго-Восточной Африке – 25%, а в Северной Африке – 45%. В Нигере в школу ходят только 5% детей.

Несколько слов о грамотности среди молодежи и взрослого населения разных стран:

  • Молодежь почти всех стран мира умеет читать и писать, и только в пяти странах менее половины молодого поколения являются грамотными. Четыре из этих стран находятся в Северной Африке.
  • Страной, где отмечается максимальный уровень грамотности среди молодежи, является Япония.
  • Восточной Азии процент грамотной молодежи составляет 98,9%, а в восьми из двенадцати регионов Азии вообще грамотными являются 95% молодежи.
  • Всемирная статистика говорит о том, что молодое население более грамотно, чем взрослое. Особо ярко это выражается в странах Африки: в Центральной Африке грамотных взрослых на 13% меньше, чем молодых, в северной части – на 17%, а в юго-восточной – на 11%. Интересно, что в Японии эта же разница составляет лишь 1% по всей стране.

Отдельно стоит сказать о грамотности касаемо конкретно России (здесь мы приводим всего несколько фактов, больше информации о грамотности в РФ можно найти в нашей статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»):

  • До начала 20 века в России грамотное письмо в школах для пролетариата было непристойным, и на учеников, умеющих грамотно писать, могли запросто доложить в соответствующие органы.
  • Согласно переписи населения от 2010 года, свыше 90% россиян окончили среднюю школу и получили высшее образование.
  • Россия занимает первое место в мире по количеству дипломированных специалистов (втрое и третье место занимают Канада и Израиль соответственно).
  • В мировом списке лучших учебных заведений упоминаются сразу два российских вуза – МГУ (занимает 112 место) и СПбГУ (занимает 251 место).

И, продолжая тему России, не будет лишним упомянуть несколько занятных фактов о русском языке:

  • В русском языке есть несколько уникальных слов с тремя буквами «е» подряд. Это слово «длинношеее» (а также другие слова, оканчивающиеся на «-шеее») и слово «змееед».
  • В русском языке есть всего одно односложное прилагательное – это слово «злой».
  • Есть в русском языке и одно слово с необычной приставкой «ко», и это слово «закоулок».
  • В Книге рекордов Гиннеса можно найти самое длинное в мире слово, и оно тоже русское. Этим словом является «превысокомногорассмотрительствующий».
  • В орфографическом словаре РАН есть еще одно самое длинное слово в русском языке – «водогрязеторфопарафинолечение».
  • Правила русского языка позволяют придумывать множество очень длинных слов, например, слово «восьмидесятичетырёхлетний». А если попробовать обозначить по этому же принципу возраст дерева или какого-нибудь космического объекта, можно составить еще более длинное слово.
  • В русском языке нет никаких ограничений на количество употреблений приставок «пра-». Получается, что можно придумать невероятно длинное слово, если попробовать назвать своего самого далекого предка, к примеру, словом «прапрапрапрапрапрапрадедушка».
  • Грамотный человек знает, что слово «кофе» мужского рода, т.е. «он». Однако в 2009 году вышел приказ Минобразования, согласно которому кофе стал еще и среднего рода (т.е. «оно»), так что правильными сегодня являются оба варианта употребления. Кстати, по словам филологов, после выхода из обихода слова «кофий», они попросту забыли изменить в словарях его род, поэтому долгое время считалось, что кофе может быть только «он».
  • Чтобы запомнить правильное употребление слов «одеть» и «надеть», можно использовать простое мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду».
  • Долгое время бытовало мнение, что самой грамотной речью обладают дикторы телевидения и радио. Но это относится к прошлому, ведь сегодня дикторы часто позволяют себе допускать самые разные ошибки. Нередко можно услышать голос из радио или телевизора, произносящий «позвОнишь», «вЫсоко», «катАлог», «дОсуг», «прецеНдент» или «стоко» вместо «стоЛЬко».
  • Как вы думаете, как говорить правильно: «езжай», «ехай» или «едь»? На самом деле ни один вариант не является верным, т.к. у глаголов «ехать» или «поехать» есть только повелительная форма – «поезжай», «приезжай» или «заезжай». Употреблять слово «езжай» можно, но лингвисты считают, что в разговорной речи использовать его нежелательно.
  • Нельзя сказать ни «побежду», ни «победю». Как ни странно, но у глагола «победить» не существует формы первого лица единственного числа в будущем времени. Но заменить ее можно фразой «одержу победу».
  • В русском языке нет слов «вобщем» и «вообщем», есть лишь слова «в общем» и «вообще».
  • Если обратиться к лексической грамотности, то фраза «самый лучший» звучит нелепо – примерно так же, как «более красивейший».
  • Неправильно говорить «займи мне денег», т.к. занять означает взять взаймы. Занять кому-то нельзя – занять можно у кого-то. Правильно будет просить одолжить денег или спросить, можно ли у кого-то занять.

Если вам хочется узнать больше интересного о правильном употреблении различных слов русского языка или вы вообще желаете подтянуть свой уровень грамотности, рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Русский язык». Если же вы ищите что-то попроще, почитайте нашу статью «Как быстро повысить уровень грамотности», где есть немало полезных упражнений и способов повышения грамотности.

А подвести итог этому небольшому обзору фактов о грамотности мы хотим краткой историей возникновения Международного дня грамотности, ведь это не просто очередной красный день календаря, а поистине знаменательная дата, у которой есть даже свои традиции.

Международный день грамотности, его появление и значение

Как вы уже знаете, сегодня на Земле насчитывается свыше 870 миллионов неграмотных взрослых и детей. Особое значение проблема грамотности имеет в странах, где часто ведутся военные действия, происходят революции и гражданские беспорядки, – в странах третьего мира. Именно это и стало основной предпосылкой для возникновения Международного дня грамотности, ведь он призван обратить внимание общественности на представленную проблему.

8 сентября 1965 года в столичном городе Ирана Тегеране прошла первая в мире конференция министров образования, на которой обсуждались проблемы ликвидации безграмотности. И уже в следующем 1966 году ЮНЕСКО, разделяя предложение членов конференции, провозгласила 8 сентября Международным днем грамотности, целью которого стала активизация усилий мирового сообщества по распространению грамотности.

С тех пор 8 сентября ежегодно организуются международные конференции на самые разные темы, касающиеся грамотности: «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает развитие», «Грамотность расширяет личные возможности», «Значение грамотности для женщин», «Грамотность в цифровом мире», «Читая прошлое, пишем будущее» и т.д., а сам День начал приобретать свои традиции и обычаи.

Отныне 8 сентября:

  • проводятся конкурсы, викторины, олимпиады и открытые уроки, на которых преподаватели выявляют наиболее прилежных, старательных и успешных учеников,
  • организуются лекции, где освещается проблема неграмотности мирового населения и жителей отдельных государств,
  • устраиваются собрания и конференции педагогов с награждениями наиболее выдающихся специалистов,
  • в библиотеках и учебных заведениях проводятся уроки грамотности и представляется специализированная литература, помогающая совершенствовать качество грамотности людей,
  • активисты в разных странах раздают на улицах листовки с правилами родных языков, книги и журналы, повышающие уровень грамотности.

Специалисты всего мира единогласно признают необходимость развертывания программ распространения грамотности, направленных на «проблемные» группы людей (в особенности это касается тех, кто по каким-либо причинам лишен возможности обучаться в школе).

Благодаря Международному дню грамотности разрабатываются и предлагаются инновационные пути решения проблем грамотности, позволяющие повышать уровень грамотности мирового населения в будущем.

В настоящее время Международный день грамотности отмечается по всему миру, а в торжестве участвуют представители многих государств, правительственные и неправительственные организации, частные лица, всевозможные сообщества, а также педагоги, эксперты и учащиеся. 8 сентября также проходит присуждение международных премий за распространение грамотности тем, кто сумел предложить перспективные идеи.

Как вы и сами можете видеть, проблема грамотности в современном обществе стоит очень остро, и отношение к ней наблюдается самое серьезное. Надеемся, и для вас эта проблема имеет хоть какое-то значение (также советуем почитать статью «Почему важно быть грамотным»), тем более картина положения вещей на представленную тему, исходя их представленных нами фактов, совсем не радужная.

Конечно, мы понимаем, что далеко не каждый способен внести вклад в распространение грамотности среди неграмотного населения планеты, но в силах каждого из нас сделать так, что в мире будет хотя бы на одного грамотного человека больше. И все, что требуется, – это заниматься своей собственной грамотностью.

Что же касается самих фактов о грамотности, безусловно, мы представили далеко не все, что можно найти. Поэтому если и вы располагаете какой-то интересной информацией по данному вопросу, мы будем очень признательны, если вы поделитесь ей с нами в комментариях. Мы в свою очередь желаем вам удачи и ясного понимания того, что грамотность является одним из вернейших путей к личному счастью и благосостоянию общества, в котором мы живем.

До новой встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: