Иррациональные страхи

 Иррациональные страхи

Каждый из нас, несомненно, когда-либо испытывал страх. Чаще всего это вполне естественное чувство, ведь так проявляется стремление живого организма к самосохранению. Однако нередко люди боятся не каких-то конкретных вещей, которые они наблюдают или хотя бы могут себе представить. Бывает боязнь того, о чём испытывающий её не имеет ясного представления, тем более – не видел этого лично, либо это боязнь обычных предметов и явлений, но причину её боящийся объяснить не может.

Понятие «иррациональный страх» определяется по-разному:

Расстройства эти не столь заметны или выразительны, как «стандартные» умственные или душевные заболевания, и отчасти это продиктовано политическими факторами: власть имущим выгодно, когда народ в своей массе состоит из неинициативных, недееспособных и запуганных индивидов, умеренно образованных и боящихся всего, что они не в силах понять. Поэтому зачастую страдающие серьёзными психическими расстройствами люди объявляются «нормальными», религия и суеверия считаются «основой национальной культуры», а связанные с ними неадекватные страхи – стандартом поведения.

Так что с этой точки зрения боязнь пауков и исповедуемый верующими «страх божий» различные проявления одного и того же заболевания.

Жестокий эксперимент

Как же зарождаются иррациональные страхи? Известен эксперимент, в котором участвовал девятимесячный малыш. Эксперимент позже окрестили жестоким и бесчеловечным, однако он наглядно продемонстрировал, в чём причина неадекватного поведения взрослых людей.

Ребёнку показывали различные предметы, похожие друг на друга внешне и приятные на вид и на ощупь:

  • бороду Санта Клауса,
  • кусок ваты,
  • белую ручную крысу.

С крысой ему даже дали поиграть. Она малышу она очень понравилась, он к ней привязался. После этого за спиной ребёнка громко ударяли по металлическому предмету, как только он прикасался к крысе. Он пугался резкого звука и начинал плакать. В конце концов, он стал бояться крысу – один её вид вызывал у него ассоциации с неприятным звуком, но те же ассоциации у него возникали, когда он видел любой белый и пушистый предмет – в частности, те же куски ваты и бороду Санта Клауса, которые ему до этого нравились.

Известно, что выработанная фобия сохранилась у него и позже, когда он стал взрослым человеком. Сторонние наблюдатели не в силах понять, почему у этого человека кусок обычной ваты или белая борода вызывают такую неадекватную реакцию, да и сам испытуемый может не отдавать себе отчёта в этом – страх закрепился на подсознательном уровне.

Похожая сцена описана в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!». Выводящиеся искусственно из пробирок дети с самого начала делятся учёными на несколько каст, различающихся умственными показателями, и предназначаются для определённого вида работы. И полугодовалые дети, которым суждено стать «кретинами» и выполнять самую чёрную работу, с помощью такого приёма отучались от книг. В будущем у «кретинов» закреплялось устойчивое отвращение к книгам, чтению и учёбе вообще.

Хаксли, как известно, был внуком выдающегося учёного-биолога, занимавшегося, в частности, изучением условных рефлексов у животных, и братом двух других биологов. Так что подобные эксперименты (только не над людьми) писатель, по-видимому, наблюдал лично.

О чём свидетельствуют эксперимент над ребёнком и Роман Хаксли?

Описанный эксперимент показал, что в основе иррациональных страхов лежит жизненный опыт, пережитый больным очень давно, чаще всего в раннем детстве. Именно в таком возрасте ребёнок впервые пробует познавать окружающий мир и выявлять в нём закономерности, и очень часто его мозг ошибается – случайное стечение обстоятельств, никак между собой не связанных, он воспринимает как устойчивую закономерность.

Первые впечатления детства формируют психику человека на всю оставшуюся жизнь, закладывая в подсознание те или иные «программы». Поведение человека становится автоматическим, при этом конкретные образы стираются из памяти. Именно поэтому страдающий клаустрофобией индивид часто не может объяснить, почему он боится замкнутых помещений, лишь подсознание «помнит», как его в раннем детстве родители или старшие братья заперли в тёмной комнате.

Разумеется, есть люди, у которых «раннее детство» длится гораздо дольше, поэтому иррациональные страхи у них могут появиться в любой момент. В экстремальных ситуациях (например, при аварии) они могут возникнуть практически у любого из нас.

Формированию первых впечатлений, в том числе и негативных, в наше время способствуют средства массовой информации, особенно телевидение. С их помощью осуществляется массовое «программирование» населения. В мозг маленькому ребёнку (а иногда и взрослому человеку) можно преднамеренно «заложить» любую фобию и таким образом запрограммировать его поведение в будущем.

 Как избавиться от иррациональных страхов?

Преодоление фобий может осуществляться разными путями. Самый распространённый метод – систематическая десенсибилизация. Он состоит в том, что больного постепенно «сближают» с объектом его страха, используя при этом приёмы релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. К примеру, если человек боится кошек, то его постепенно сближают с ними:

  • сначала показывают изображения кошек,
  • потом видео,
  • затем предлагают понаблюдать за ними из окна,
  • подносят кошку непосредственно к нему,
  • дают прикоснуться к ней.

Согласно теории Павлова, при таком подходе условный рефлекс, которым является фобия, постепенно угасает. Более быстрый и радикальный метод – имплозивная терапия, но такую методику можно использовать не всегда. Согласно ей, боящемуся кошек человеку сразу подносят животное и оставляют наедине с ним, невзирая на протесты и крики.

Испытывающий иррациональные страхи пациент способен вылечить себя сам, если попытается проанализировать ситуацию: имеют ли его эмоции какое-то отношение к реальной действительности? Не живёт ли он в своём внутреннем мире, оторванном от того, что происходит вокруг на самом деле? Бурная фантазия, уход в воображаемый мир – одна из причин развития иррациональных страхов, следовательно, хорошим способом исцеления является «опускание с небес на землю».

Родители должны с самого начала следить за психическим развитием своих детей. Раздражительные стимулы необходимо свести к минимуму, любой намёк на появление фобии должен сразу устраняться: ребёнка следует убедить, что бояться ему нечего. Нужно также следить за тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие книги читает, в какие игры играет. Но не следует запрещать ему что-то, принцип состоит в том же: надо объяснить ребёнку, что фильм – это всего лишь картинка, монстров и призраков не существует – и так далее.

Автор: Сергей Семёнов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: