Метод интервальных повторений

mnemoМетодика интервальных повторений достаточно стара, однако до сих пор ходят споры о ее эффективности. Мы решили посмотреть на этот вопрос с точки зрения науки и определить наиболее оптимальные алгоритмы повторений. Об этом и пойдет речь в данной статье. (Напомним, что у нас уже есть статья «Кривая забывания», где мы рассказывали о методике, и этот материал лучше рассматривать в качестве дополнения к ней). Кроме метода интервальных повторений, существуют другие приемы для эффективного запоминания. Их вы можете изучить на нлайн-программе «Мнемотехники».

Кривая забывания Эббингауза

В конце 1880-х психолог Герман Эббингауз занялся систематическим изучением памяти. Он запоминал бессмысленные наборы слов, а через определенные промежутки времени проверял свои знания.

В результате этих экспериментов он вывел закономерность, известную сегодня как кривая забывания Эббингауза. Схематично она выглядит так: forgettingcurve Суть в том, что скорость забывания информации обратно пропорциональна времени с момента ее запоминания. Чем больше прошло времени, тем медленнее она запоминается.

Эта теория не совсем верно отражает действительность. Исходя из нее, можно подумать, что рано или поздно мы должны забыть практически все. Но ведь так не происходит. Более того, некоторые моменты запечатлеваются в памяти мгновенно и навсегда.

Новая теория забывания

В своей книге «Как мы учимся» автор Бенедикт Кэри описывает новую «теорию неиспользования» (то, что он называет теорией «забыть учиться»), которая лучше объясняет, почему одни воспоминания остаются, когда многие другие исчезают.

Основной принцип этой теории состоит в том, что память обладает двумя разными факторами – возможностью хранения и возможностью извлечения. Прочность хранения не увядает с течением времени. После того как информация была получена и мозг считает, что она достигла некоторого порога важности, она сохраняется. Прочность хранения можно только увеличить через дополнительные повторения и использование информации.

Однако способность к извлечению информации из памяти не такая мощная. Она весьма непостоянна и нуждается в регулярном обслуживании. Именно из-за неспособности извлечь нужные данные мы и забываем что-то.

Предположим, вы потратили на изучение некоей информации 20 повторений. Если она достаточно важна для вашего мозга, скорее всего, он переведет ее в долгосрочную память. Если вы не будете периодически извлекать информацию из памяти, где-то через месяц она «забудется», останется каких-то 5-10%. И чтобы повторно выучить ее, вам понадобится 15 повторений. В сумме получается 35 повторений.

А что будет, если вы изначально потратите 15 повторений, а напомните себе об информации через неделю? Вам понадобится каких-нибудь 5 повторений, чтобы восстановить весь объем знаний. Еще через 3 недели вы сделаете 5 повторений. В сумме получится всего 25 повторений.

Это второй принцип теории «забудь учиться»: чем больше снижается сила извлечения, тем больше увеличивается объем обучения при повторном обращении к памяти. И наоборот, чтобы снизить объем обучения, нужно увеличивать силу извлечения (а не силу хранения). Сделать это можно путем периодических интервальных повторений.

Какие интервалы для повторений самые лучшие?

В 80-х годах, тогда еще студент Познаньского политехнического университета, Петр Возняк задумался над этим вопросом и начал свои эксперименты. В конечном итоге его исследования вылились в компьютерный алгоритм, известный как SuperMemo. Алгоритм, который определяет интервалы SuperMemo, довольно сложен, но вот упрощенная, короткая его версия:

Заключение

Метод интервальных повторений имеет достаточно высокую эффективность и научное обоснование. Он улучшает способность мозга извлекать информацию из памяти. В качестве основы используйте алгоритм SuperMemo для вашей системы повторений. Вы также можете оптимизировать его под себя.

Кроме того, если вы хотите подойди к вопросу улучшения памяти более серьезно, советуем пройти наш курс «Развитие памяти», в котором вы получите всю необходимую информацию для эффективной работы со своей памятью и создания своей собственной системы запоминания.

Желаем удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: