Нейролингвистика: краткое описание и основные идеи

Нейролингвистика: краткое описание и основные постулаты

Нейролингвистика – современная дисциплина, которая возникла благодаря развитию компьютерных технологий и сближению научных интересов неврологии и лингвистики. Ее относят к области когнитивных наук. Фокус новой дисциплины был смещен с изучения языка как инструмента коммуникации на неврологические реакции головного мозга во время коммуникации. Здесь нужно выделить два важных аспекта исследований:

  • восприятие мозгом языка как средства коммуникации, то есть исследование влияния внешних факторов,
  • язык как продукт взаимодействия различных зон головного мозга, то есть внутренние условия и факторы коммуникации.

Нейролингвистика изучает работу головного мозга и его свойства во время речевой деятельности, мышления, эмоционального восприятия и памяти. Таким образом, нейролингвистика зарекомендовала себя как междисциплинарная наука, которую ближе всего располагают к психолингвистике. А иногда их считают единой наукой.

Нейролингвистика и психолингвистика

Нейролингвистика – это новая междисциплинарная наука, поэтому многие ученые рассматривают ее как часть психолингвистики. Так, например, согласно интерпретации лингвиста Татьяны Черниговской, нейролингвистика является частью психолингвистики, но имеет более точное описание методологии и предмета.

Нейролингвистические исследования имеют более четкое предметное поле изучения, поскольку лабораторный эксперимент показывает, какая часть головного мозга задействована во время опыта. Непосредственно интерес нейролингвистики направлен на изучение трех зон левого полушария, ответственных за функционирование речи:

  • зона Брока (в ней происходят реакции управления устной речью),
  • зона Вернике (ответственна за восприятие и понимание),
  • затылочная часть (в ней происходят логико-грамматические запоминания).

Несмотря на определение зон, которые ответственны за нашу способность к коммуникации, развиты они у всех по-разному. Наглядным примером является головной мозг глухонемого человека – часть мозга, которая должна быть ответственной за формирование и восприятие речи, утратила свою способность, и на ее месте мутировало свойство периферийного зрения, которое у глухонемых людей развито очень хорошо.

Этапы исследования, методы и проблемы нейролингвистики

Интерес нейролингвистических исследований направлен на изучение влияния языка на речевые механизмы в мозгу (на эту тему, кстати, советуем почитать статью «Язык и мышление»). Обычно эти наблюдения имеют три взаимодополняющих этапа:

  1. Лингвистический этап.
  2. Нейрофизиологический этап.
  3. Психологический этап.

В процессе производства человеческой речи в мозгу задействовано несколько зон – одни выполняют главные функции, другие – вспомогательные. Поэтому нейролингвистическое исследование, помимо собственных специальных методов, всегда использует методы смежных дисциплин:

  • метод наблюдения помогает определить речевые нарушения, моторику речевого аппарата, память и воображение,
  • амитал-натриевая проба – часть использования рентгена, помогает исследовать неврологические аспекты проблемы,
  • функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) – измеряет кровоток в мозге во время исполнения разных заданий, визуализации,
  • электростимуляция или электрошоковая терапия – помогает определить зону мозга ответственную за ту или иную реакцию,
  • айтрекинг (англ. eye-tracking, буквально «отслеживание глаза») используется для изучения реакции глаз во время чтения,
  • дихотомическое прослушивание – проверка восприятия звуковых вибраций (обычно происходит отдельно на правом и левом ухе, которые физиологически по-разному воспринимают звук),
  • стереотаксический метод – непосредственное проникновение в головной мозг операционным путем.

Для достоверности нейролингвистических исследований ученые должны обращаться к таким наукам как неврология, психология, психолингвистика, нейрофизиология, нейропсихология, логопедия, нейрохирургия, биофизика и биохимия. Широкий спектр методик исследований мозга показывает не только междисциплинарный статус нейролингвистики, но и констатирует факт продолжительного формирования этой науки в отдельную сферу знания.

Нейропсихологические исследования относятся к изучению как нарушений восприятия речи, так и к наблюдению за нейролингвистическими процессами у людей без явных отклонений. Сюда относятся:

  • речевые патологии,
  • различные нарушения речевой функции (афазии),
  • влияние медитации на характер человека и изменения его мозга,
  • исследование онкологических заболеваний головного мозга,
  • исследование кодировки речи в полушариях головного мозга, которая происходит по-разному у правшей и у левшей,
  • изучение организации и системы структуры языка у носителей,
  • как письменность (слева направо и справа налево) влияет на восприятие языка и работу мозга, формирование ментального пространства,
  • декодирование языка мозгом у детей,
  • функционирование языка в мозгу взрослых,
  • билингвизм,
  • усвоение языка, переработка информации в мозгу,
  • феномен галлюцинаций.

Интерес нейролингвистических исследований также нацелен на углубленное понимание сложностей грамматики, фонетики, речевых оборотов и текстов в целом.

Интересные факты

Открытия в области нейролингвистики доказывают то, как мало мы знаем о своем существовании. Вот некоторые интересные факты:

  1. Все речевые механизмы в головном мозге происходят в левом полушарии. Поэтому даже при сильном нарушении работы правого полушария это никак не влияет на речевую деятельность.
  2. Новорожденный ребенок на протяжении первых трех лет жизни учится воспринимать человеческий язык, сперва выделив его из общего шума, который его окружает.
  3. Нейролингвистические исследования доказывают, что язык – это не только важный фактор социализации, но и инструмент формирования нейронных связей, которые ответственны за нормальное развитие человека.

Таким образом, последнее важное открытие нейробиологии – это пластичность нашего мозга, его способность постоянно меняться, независимо от возраста. Но, вместе с тем, о самом феномене нейропластичности мы пока знаем очень мало.

Как язык формирует наше мышление

Психолингвист и когнитивист Лера Бородицки из Калифорнийского университета в Сан-Диего специализируется на том, что доказывает, каким образом языки формируют наше мышление. Используя результаты исследований этнологов, когнитивистов, культурологов и лингвистов, в лаборатории она сравнивает разные языковые структуры.

Также она является соавтором теории лингвистической относительности, которая доказывает, что язык определяет мышление и создает определенные когнитивные категории, которые в свою очередь формируют традиции и разные неязыковые формы поведения.

Ее главный тезис в том, что 7000 языков мира формируют собственное звучание, словарный запас, и самое главное – языковую структуру. Именно от языковой структуры часто зависит то, как мы описываем события, какие образы возникают в нашем мозгу. Например, англоговорящий и испаноговорящий свидетели того, как мужчина разбил вазу, сделают разные акценты соответственно с правилами грамматики родного языка. Так, получается, что в английском языке акцент упадет на субъект, тогда как в испанском языке – на событие. Именно поэтому, описывая одно и то же происшествие, люди будут по-разному о нем рассказывать, делать разные акценты. Языковые структуры – это только один из аспектов, которые влияют на когнитивные способности мозга.

Кроме очевидных разногласий в грамматике, языки не так универсальны в инструментах, которые мы учимся использовать. Например, в английском языке не существует такого разнообразия оттенков цветов, как в русском языке. В некоторых языках нет чисел. Или в разных языках не будет совпадать род понятий, а в английском это вообще не принципиально. А вот на языке австралийских аборигенов тайоре (Kuuk Thaayorre) не существует понятий «право» и «лево»: местные жители используют для обозначения направлений четыре стороны света, но загвоздка состоит в том, что каждый говорящий будет их использовать соответственно со своим расположением в пространстве, а его собеседник должен очень быстро осмыслить информацию по отношении к собственному расположению в пространстве.

Не меньшее воздействие на формирование и функционирование нашего мозга оказывает направление чтения справа налево и слева направо. Как показывают исследования реакций мозга, чтение влияет на формирование разных нейронных связей в нашем мозге.

Таким образом, нейролингвистика – это сравнительно молодая наука, открытия в которой зависят от технологического прогресса. Несмотря на множество исследований, проведенных за последние несколько десятилетий, мы еще очень плохо понимаем принципы работы мозга. Будем надеяться, что будущее предоставит нам больше информации на эту тему…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: