Психология образования

психология образования

Психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет исследователям понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, влиянии, мотивации, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении.

Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной, биологией и нейронаукой.

Эта дисциплина строилась на теориях оперантного кондиционирования, функционализма, структурализма, конструктивизма, гуманистической психологии, гештальт-психологии и обработки информации. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.

Педагогическая психология и ее подходы

Иоганн Гербарт (1776-1841) считается отцом педагогической психологии. Он утверждал, что на успешное обучение влияет интерес к предмету и учителю. Он также полагал, что педагоги должны учитывать существующие ментальные установки учеников – то, что они уже знают – при представлении новой информации или материала. Гербарт придумал то, что сейчас известно как «формальные шаги в педагогике». Вот 5 шагов, которые должны использовать учителя:

  • Просмотрите материал, который уже был изучен учащимся.
  • Подготовьте ученика к новому материалу, предоставив ему краткий обзор того, что он будет изучать дальше.
  • Представьте новый материал.
  • Свяжите новый материал со старым материалом, который был изучен ранее.
  • Продемонстрируйте, как студент может применить новый материал и покажите материал, который он изучит дальше.

В педагогической психологии применяются несколько подходов: бихевиоризм, когнитивизм, социально-когнитивная теория и конструктивизм. Рассмотрим коротко каждый из них.

Бихевиоризм

Основа бихевиористского (поведенческого) подхода в образовании состоит в том, что учителя могут корректировать поведение своих учеников, систематически поощряя тех, кто соблюдает правила, похвалой, жетонами или звездочками, которые потом можно на что-нибудь обменять. Здесь мы имеем дело с внешней мотивацией.

Такой подход часто критикуется психологами, которые утверждают, что он подтачивает внутреннюю мотивацию. Особенно если последней достаточно. Другие же говорят, что он повышает внутреннюю мотивацию, особенно, если она истощается.

Судя по всему, метод поощрений работает, но:

  1. Эффект временный.
  2. Следует наблюдать за учеником, чтобы понять, что он не навредит.

Когнитивизм

Когнитивный подход намного популярней, чем поведенческий. Вероятно, потому что применяет все самые передовые исследования в области памяти. Например, обнаружилось, что ученики лучше запоминают текст, если повторяют его не сразу, а через определенное время.

При когнитивном подходе педагоги поощряют своих учеников использовать мнемотехники, как для кратковременного, так и для долговременного усвоения информации.

В последнее время ученые исследуют так называемые «схемы». Схема – это некая карта, которую учащийся извлекает из долговременной памяти при решении задачи. Или же наоборот – помещает. Это позволяет ему одновременно читать материал, понимать и запоминать.

Социально-когнитивная теория

Суть этого подхода заключается в том, что ученик наблюдает за работой учителя, а затем повторяет его действия. Поэтому его еще иногда называют имитационным научением.

Дополняется этот подход самонаблюдением. Ученик должен осознавать и оценивать свои действия и уметь рассказывать о том, что он делает.

Конструктивизм

В этом подходе акцент ставится на предварительные знания, опыт и деятельность учеников, а также на культурные и социальные факторы процесса обучения.

На развитие конструктивизма оказал влияние советский психолог Лев Выготский, который описал, как взаимодействие со взрослыми и более опытными учениками позволяют учащемуся усваивать психические конструкции. Его теорию развил Джером Брунер, который предложил понятие образовательных лесов: метод обучения, когда ученику представляется поддержка в виде «опор», которые постепенно убираются по мере усвоения знаний.

Роль мотивации в психологии образования

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:

  • Обеспечивает направление к целям.
  • Повышает способности к обучению и производительности когнитивной обработки.
  • Приводит к увеличению усилий и энергии.
  • Повышает упорство и настойчивость.

Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если ученик не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.

Интересна и теория атрибуции, разработанная Бернардом Вайнером. Он указывает, что убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.

На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит учащийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.

Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам:

  • Упорство перед лицом неудачи.
  • Стремление решать сложные задачи.
  • Творческий подход.
  • Внутренняя мотивация.

Локус контроля также является существенным фактором успешной успеваемости студентов. Для подтверждения этого Кассандра Б. Уайт провела эксперимент, в результате которого выяснилось, что люди, которые считают, что их тяжелая работа приведет к более успешным результатам обучения, не зависящим от удачи или судьбы, достигают больших успехов в обучении. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить ученику подобное мышление.

Учитывая все вышесказанное, давайте подведем итоги прочитанного, а также добавим несколько эффективных советов, которые могут использовать как педагоги, так и те, кто занимается самообразованием.

психология образования

1

Используйте метод образовательных лесов

Метод образовательных лесов – это поддержка, предоставляемая в процессе обучения, которая адаптирована к потребностям ученика с целью помочь ему достичь своих целей. Подходит, скорее, для педагогов, чем для учащихся.

Эти «опоры» могут включать следующее:

  • Ресурсы.
  • Задачи с частичным решением.
  • Шаблоны и руководства.
  • Руководства по развитию когнитивных и социальных навыков.

Опоры можно использовать при моделировании задачи, попытке дать хороший совет, проведении коучинга.

Для того, чтобы этот метод был эффективен, нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбор учебной задачи: она должна учитывать текущие способности ученика, а также быть интересной.
  2. Ожидание ошибок: после выбора задачи учитель должен предвидеть ошибки, которые учащиеся могут совершить при работе над задачей.
  3. Опоры должны быть динамическими, то есть не позволять ученику зацикливаться на своих ошибках и понижать мотивацию.
  4. Возможно, во время выполнения задачи ученик будет испытывать фрустрацию, раздражительность и потерю интереса. Это значит, что необходимо тут же добавить несколько дополнительных опор.

Опорами могут выступать ментальные карты, диаграммы, графики, слова, ассоциации, аналогии, метафоры, пошаговые инструкции, схемы, контуры и многое другое.

2

Самонаблюдение

Самонаблюдение (интроспекция) – один из самых древних, но при этом невероятно эффективных методов. Суть его заключается в том, чтобы смотреть внутрь себя, изучать работу собственного мышления и выяснять, почему мы делаем то, что делаем.

Таким образом, самонаблюдение не является расплывчатым, бессистемным или случайным наблюдением. Например, вы задачи ученику вопрос. Он должен:

  1. Вспомнить определенные факты, полученные им, чтобы организовать их в определенной манере.
  2. А затем сообщить, как он пытался их вспомнить, какие мысли возникали и что он чувствовал при этом.

У этого метода есть критики среди ученых, так как пользу метода самонаблюдения доказать эмпирически нельзя. Но косвенные признаки говорят об эффективности.

3

Экспериментальный метод

Экспериментальный метод в педагогической психологии был популяризирован немецким психологом Вундтом, который открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальные исследования пролили свет на различные способы запоминания, влияние разных факторов на обучение, умственную усталость, формирование образов и воображение, степень внимания, последствия предоставления детям практики или наставничества на тестированиях интеллектуального уровня, передачи обучения, роли созревания в обучении и т. п.

Выкладка экспериментального метода заключается в следующем:

  • Выбрать тему для исследования.
  • Сформулировать гипотезу.
  • Выбрать соответствующую конструкцию.
  • Собрать информацию.
  • Проанализировать данные.
  • Обсудить результаты и сделать выводы.

4

Метод кейсов

Метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Ученики должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее. Это может быть либо физический кейс, который выполняется в реальном мире, либо теоретический – на бумаге или видео.

В любом случае начинать стоит на бумаге – чтобы написать сценарий. Вы должны найти материал из своего профессионального опыта, либо придумать его, основываясь на реальных событиях. Хороший кейс отвечает следующим параметрам:

  • Рассказывает реальную и интересную историю.
  • Поднимает провокационный вопрос.
  • Имеет элемент конфликта.
  • Способствует появлению эмпатии к центральным персонажам.
  • Не должен иметь очевидного или четкого правильного ответа.

Желаем вам удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: