Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее

Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее

Что значит быть умным? Каждый ответит так, как считает нужным, опираясь на то, что считает проявлением ума. Но все же можно найти несколько универсальных показателей интеллектуального развития, не соглашаться с которыми просто не имеет смысла. Сюда можно отнести такие вещи как способность к рассуждению и ясному выражению своих мыслей, умение адекватно общаться с окружающими, обладание критическим мышлением.

Умный человек – это человек с широким кругозором, осознающий ценность книг и всегда любящий искусство в каком-либо из его проявлений. Развитый человек стремится к дальнейшему развитию, всегда повышает свою планку и ставит перед собой все новые цели, стремится получать новые знания и овладевать незнакомыми навыками.

Но скажите, считаете ли вы умным человеком себя? А тех, с кем вам приходится общаться, – друзей, коллег, родственников? Уверены, что большинство (если не все) читателей нашего блога ответят на этот вопрос положительно. Впрочем, если посмотреть вокруг, можно заметить, что сегодня многие люди отличаются изрядной подкованностью в разных вопросах, а это непроизвольно наводит на мысль, что люди в принципе стали умнее, чем раньше.

И по этому поводу мы хотели бы познакомить вас интересной информацией. Естественно, это не наши субъективные выводы, а результаты научных исследований. К примеру, в 2013 году вышла в свет книга новозеландского философа и политолога Джеймса Флинна [Intelligence and Human Progress, 2013], в которой ученый приводит научные доказательства тому, что общий показатель интеллекта людей в мире постоянно растет.

Еще в 1982 году Флинн говорил о том, что улучшение условий жизни положительно скажется на показателях человеческого интеллекта, а сегодняшнее развитие систем здравоохранения и образования этот факт только подтверждает. В 2015 году в журнале Intelligence была опубликована статья по результатам исследований Королевского колледжа в Лондоне [A Cross-Temporal Meta-Analysis of Ravens Progressive Matrices: Age groups and developing versus developed countries, 2015], где и говорилось о том, что в развивающихся странах продолжается рост IQ населения.

Однако в этом же исследовании было сказано и о том, что в развитых странах рост интеллекта, наоборот, замедлился. И здесь мы можем обратиться уже к данным, представленным в книге профессора психологии Университета Ольстера Ричарда Линна и профессора политических наук Университета Тампере Тату Ванханена «Коэффицент интеллекта и богатство народов» [IQ and the Wealth of Nations, 2002] с мировой статистикой интеллекта.

Лидирующими странами в рейтинге самых «умных» стран стали Гонг Конг, Республика Корея и Япония. США, заметим, занимали на 2002 год 20 место, а Россия удостоилась 33 строчки. Мы не станем обсуждать особенности взаимосвязи ВВП государств и интеллектуального развития их жителей (об этом можно почитать в названной выше книге), а лучше сделаем определенные выводы.

По меньшей мере, глупо думать, что уровень твоего умственного развития зависит от того, насколько развита страна, в которой ты живешь. Исследования – исследованиями, а ответственность за развитие своего мышления несем лишь мы сами. Быть умным – это нужно и важно, особенно в современном мире с его сумасшедшим темпом жизни, высокой конкуренцией в любой сфере, бегущими вперед технологиями и невероятным количеством задач, требующих скорейшего решения. Но все же о том, почему все-таки стоит стремиться к уму, следует поговорить отдельно.

Почему важно быть умным

Любой человек может задать вопрос: «Зачем развивать мышление и становиться умнее? Я и так не глуп, голова неплохо варит. Так почему же просто не поддерживать свой интеллект на текущем, пусть и не гениальном, уровне?» Ко всему прочему, есть и немало людей, совершенно не задумывающихся о развитии мышления, не говоря уже о тех, кто по своим собственным соображениям предпочитает никак не развиваться.

Безусловно, даже без развития ума можно вполне себе неплохо жить и даже умудряться зарабатывать немалые деньги, жить жизнью, в которой все устраивает, где нет особых проблем, где и так все дается без серьезных усилий. Но что будет, если мы копнем глубже и посмотрим, как на самом деле обстоит ситуация с теми, кто не желает интеллектуально расти.

Несколько слов о глупости

В жизни каждого из нас есть период, когда он живет, не используя свой ум. Этот период называется детством. Ничего не нужно решать, все делают родители, если есть какая-то проблема, достаточно порыдать и проблемы сразу же не станет. Затем человек взрослеет и, казалось бы, должен начать применять свой ум, но, как ни странно, не пересчитать тех, кто хочет, чтобы все оставалось так, как было в детские годы.

Не нужно ни о чем думать. Можно сделать так, чтобы за тебя думали другие. И сделать так очень просто – можно:

  • оставаться на родительской шее и озадачивать предков своими проблемами и заботами,
  • удачно выйти замуж или жениться и перевешивать все хлопоты на вторую половину,
  • найти могущественного покровителя и «позволить» ему заботиться о себе.

Практика показывает, что это в действительности работает, и для этого не нужно иметь большого ума. Это и говорит о том, что жить, словно паразит, присосавшись к чужому уму, можно. Но это чревато последствиями, ведь за все в этой жизни приходится платить. В случае с описанным подходом чаще всего расплачиваться приходится личной свободой.

Свобода же – один из самых ценных ресурсов, которыми обладает человек, вместе со здоровьем и временем. Это и приводит к первому очень важному выводу: развитие ума – это возможность сохранить личную свободу и неустанно расширять ее границы.

Ум как путь к свободе

Если человек адекватен, он будет дорожить своей свободой, ведь именно она позволяет наслаждаться жизнью, самостоятельно делая выбор и принимая решения, которые важны тебе. Получается, что наличие ума дает человеку возможность:

  • поступать так, как он считает нужным,
  • выбирать профессию,
  • выбирать, как зарабатывать на жизнь,
  • решать с кем, где и как жить,
  • управлять своим временем,
  • решать на что тратить свое время и т.д.

Согласитесь, если все это зависит исключительно от вас, живется намного лучше, легче и интереснее, чем если бы кто-то за вас это решал, не правда ли?! А это дарит и уверенность в себе, и душевное спокойствие, и ощущение радости от жизни. И все это – от ума! Но и это не исчерпывает всех преимуществ развитого интеллекта.

Ум как инструмент

Ум предлагает прекрасную возможность достигать поставленных целей и воплощать в жизнь мечты, и делать это с минимумом временных и энергетических затрат. Какими бы ни были желания и стремления человека, развитый интеллект позволяет реализовывать самые смелые м масштабные задумки и проекты.

Бытует мнение, что для достижения целей нужны связи, деньги, таланты… Но нет! Все, что нужно, – это ум и развитое мышление. Это является основополагающим фактором успеха. Конечно, в жизни полно трудностей, и порой приходится переживать неудачи и терпеть поражения, но и здесь на выручку приходит ум, ведь умный человек, несмотря на все «палки в колеса», всегда сможет подняться на ноги и продолжить свой путь.

Ум служит тем, что заставляет и помогает держать заданный курс. Не спорим, в жизни никогда нет никаких гарантий, что все пойдет, как по маслу, но развитое мышление во сто крат повышает шансы на успех, ведь, применяя его, человек задействует максимум своих возможностей и постоянно расширяет их.

Даже с сугубо практической точки зрения развитое мышление играет только на руку. Кем бы все мы были, если бы не могли мыслить? Наверное, человечество все так же оставалось бы на первой ступени своего развития. Однако именно наличие ума помогло неандертальцу стать тем, кем он является сегодня – высокоинтеллектуальным организмом с неисчерпаемым потенциалом. Посмотрите на мир вокруг, на науку и технологии – все сразу встанет на свои места.

Ум как возможность познания бытия

И чтобы завершить философствования на тему того, зачем нужно быть умным, стоит затронуть еще один вопрос – вопрос познания окружающего мира и самопознания. Недалекий человек, не способный видеть дальше собственного носа, никогда не задумается о том, кто он (в глубинном понимании), для чего он живет, каков смысл его жизни и жизни вообще, он не предпримет даже попытки ответить на вопросы о мире и вселенной.

Но если человек обладает умом и заботится о развитии своего мышления, все существующее, включая его самого, представляет для него загадку, требующую разгадки. И пусть далеко не все получится узнать, зато на этом пути умного человека ожидает множество интересных открытий, превращающих жизнь в увлекательное путешествие.

Интеллект – это созидательная энергия, направляющая человека на поиск ответов на важные вопросы, например:

  • В чем смысл жизни?
  • Что для меня главное в жизни?
  • Какова моя миссия?
  • В чем мое предназначение?
  • По каким законам живет вселенная?
  • Из чего складывается духовное развитие?
  • Как развиваться духовно?

И этот список можно продолжать еще очень и очень долго, но суть не в этом. Суть в том, что поиск ответов даже на пару предложенных вопросов наполняет человека – избавляет от внутренней пустоты, ощущения бренности и бессмысленности бытия, депрессий, которые так часто беспокоят современных людей.

Думаем, перечисленного достаточно, чтобы убедиться в необходимости развивать мышление и становиться умнее, хотя, как ни странно, к такому пониманию приходят далеко не все. Но давайте оставим это на совести тех, кто развиваться не хочет. Мы с вами становиться умнее хотим и это для нас более важно, поэтому начнем разбираться, как становиться умнее.

Как стать умнее: советы специалиста

В реалиях сегодняшнего времени актуальным является вопрос, как сделать так, чтобы становиться умнее и при этом тратить на это минимум сил. Если задаться целью, можно отыскать в Интернете и других источниках множество полезных советов и секретов, которые помогут развивать мышление.

Мы не станем рассказывать обо всем, ведь на это не хватит никакой статьи (кстати, в конце статьи мы дадим несколько ссылок на материалы нашего сайта, посвященные развитию мышления и интеллекта), а приведем 20 замечательных рекомендаций, которыми поделилась с читателями одного из ведущих мировых новостных порталов Business Insider его редактор Мэгги Чжан в своей статье [23 Daily Habits That Will Make You Smarter, 2016].

Предлагаемые ниже рекомендации помогут вам быстро и легко развивать мышление и повышать интеллект, поддерживать в тонусе мозг и каждый день понемногу становиться умнее:

  • Не оставляйте без внимания свои вопросы. Если что-то становится интересно, обязательно уделите немного времени, чтобы прояснить это. Откройте энциклопедию или Интернет, чтобы найти ответ на свой вопрос. Объем ваших знаний будет становиться больше, и они, вполне вероятно, пригодятся в жизни.
  • Генерируйте идеи. Возьмите за правило ежедневно придумывать минимум десять новых идей. Они могут касаться чего угодно: работы, учебы, бизнеса, путешествий, выживания в дикой природе, развития мышления и т.д. Пусть не все будет реалистичным, но что-то вы наверняка сможете реализовать.
  • Читайте книги. Еще одна полезная привычка – ежедневно прочитывать хотя бы одну главу книги. На первый взгляд кажется, что это сущая мелочь, но если вы будете делать так хотя бы месяц или полгода, вы удивитесь, сколько книг вам удалось прочесть. А о том, что чтение связано с развитием интеллекта, напоминать, пожалуй, не стоит.
  • Читайте прессу. Речь именно об обычных газетах и журналах. Конечно, новости и статьи можно найти и в Интернете, но традиционные издания отличаются своей структурой и содержанием. Чтение прессы разнообразит ваш досуг или поможет скоротать время в пути, а заодно и заставит пошевелить мозгами.
  • Сомневайтесь. На работе, в общении с друзьями или дома, если какие-то вопросы оказываются спорными, не отмалчивайтесь, смело высказывайте свои сомнения и делитесь мыслями. Обсуждение разных вопросов – это прекрасный способ развития мышления и поиска решения проблем.
  • Смотрите полезные видео. Вместо просмотра ток-шоу или телесериалов намного лучше провести время с удовольствием и пользой, смотря какое-нибудь обучающее или познавательное видео. Это могут быть документальные фильмы, записи тренингов и семинаров или просто небольшие видео о полезных навыках на YouTube.
  • Делитесь знаниями. Не умалчивайте о всем новом, что узнаете, – рассказывайте об этом друзьям, коллегам, домочадцам. Во-первых, ваши знания могут быть интересны другим, во-вторых, вы сможете дополнить свои знания, и, в-третьих, это помогает переосмысливать информацию и делать верные выводы.
  • Практикуйтесь. Не позволяйте знаниям оставаться просто «багажом». Старайтесь применять на практике все, о чем узнаете. Это не только сделает вас более практичным человеком, но и поспособствует достижению высоких результатов и успехов в любой сфере, чем бы вы ни занимались.
  • Записывайте, что сделали. Есть понятие «to-do list» – это список того, что нужно сделать. Безусловно, это очень полезно, но не менее эффективно вести и списки того, что уже удалось сделать. Подобная ретроспекция помогает поддерживать мотивацию и лучше узнавать себя – распознавать свои преимущества и недостатки.
  • Записывайте то, чего не будете делать. Сколько раз выговорили себе, что отныне не будете чего-то делать? А сколько раз это получалось? Чтобы держать данное себе слово было легче, составьте список «запретных» вещей и каждый день отмечайте галочками соблюдение своих табу.
  • Повышайте планку общения. Чтобы стать сильнее, нужно повышать физические нагрузки, и интеллект работает точно так же. Чтобы становиться умнее, необходимо общаться с людьми, которые умнее вас. Это и способ получать новые знания, и мощная мотивация для личностного роста.
  • Общайтесь со специалистами. Ничто не помогает развиваться в выбранной сфере так, как общение с профессионалами. Знающие люди, способные показать что-то на практике, объяснить и указать на ошибки, служат ценным источником знаний и опыта. Лишь за счет этого можно стать намного умнее и обезопасить себя от неверных шагов.
  • Ничего не делайте. Иногда очень полезно брать передышку и вообще ничего не делать. Постоянные дела и задачи – верный путь к переутомлению. А разгрузка позволяет привести в порядок мысли, отдохнуть, восстановить силы и побыть наедине с самим собой, что тоже очень полезно.
  • Записывайте достижения. Научились чему-то новому, освоили незнакомый навык, достигли цели – вносите это в личный журнал успеха. Ведение такого дневника станет демонстрацией того, что вы развиваетесь и идете вперед. К тому же дневник поможет что-то вспомнить или вовремя заметить момент простоя.
  • Путешествуйте. Старайтесь открывать для себя как можно больше новых мест. Путешествия здесь следует понимать не как поездку на курорт во время отпуска, а как расширение кругозора и территориальных границ даже в родном городе. Расширение зоны комфорта будет подталкивать вас к выходу на новый уровень развития.
  • Следите за здоровьем. В здоровом теле не только здоровый дух, но и здоровый ум. Соблюдайте режим дня, обеспечивайте организм физическими нагрузками, ешьте здоровую пищу. Помните, что слабая физическая форма и плохое самочувствие – злейшие враги умственного развития.
  • Пользуйтесь полезными приложениями. Разработчики приложений для смартфонов создают не только игры, но и интересные развивающие программы. Найти что-то полезное можно почти на любую тему – русский или иностранный язык, география, тайм-менеджмент, математика и т.д.
  • Проходите онлайн-курсы. Обучение с помощью Интернета набирает все больше поклонников, ведь по качеству оно практически не уступает тем же обычным курсам или семинарам. Заметим, что в заключение статьи мы также дадим ссылки на несколько наших онлайн-курсов для развития интеллекта и мышления.
  • Оформляйте подписку. Наверняка на просторах Всемирной паутины есть хотя бы несколько ресурсов, которые вам интересны. Оформите подписку на них, чтобы регулярно получать важную и полезную информацию. Так вы будете становиться умнее с еще меньшими усилиями.
  • Играйте в игры. Развивающих игр сегодня хоть отбавляй. Есть множество настольных и ролевых коммуникационных игр на развитие интеллекта, а есть и игры для мобильных устройств. Последние ценны еще и тем, что играть в них можно в любую свободную минуту и в совершенно любом месте.

Уверены, что хотя бы несколько рекомендаций от Мэгги Чжан привлекли ваше внимание. Применять же их не составляет никакого труда, и все они без особых усилий «встраиваются» в повседневную жизнь. А вот эффект от них не заметить невозможно. Попрактикуйтесь пару-тройку месяцев – убедитесь в этом сами.

Но не торопитесь хвататься за смартфон, чтобы скорее установить какое-нибудь приложение для развития мозга, ведь мы еще не заканчиваем. Предлагаем вам познакомиться с несколькими способами стать умнее, подтвержденными научными исследованиями и экспертами.

Как стать умнее: рекомендации ученых

Почти ежедневно в Сети можно встретить новости о том, что кто-то провел какое-то собственное исследование и теперь предлагает общественности уникальную авторскую методику развития интеллекта. Но многие такие «открытия» совершаются самодеятелями-любителями и не имеют под собой никаких серьезных оснований. Доверять им не стоит, хотя попробовать, конечно, никто не запрещает.

Но обратиться все же лучше к признанным официальной наукой способам развития мышления и раскрытия интеллектуального потенциала. Мы расскажем вам о трех таких способах: медитативном сосредоточении, обучении музыке и физических упражнениях.

Медитативное сосредоточение

Вы наверняка знаете, что медитация – это распространенная духовная практика. Но еще это эффективный способ стать умнее, а доказал это американский психолог и специалист по экспериментальной и когнитивной психологии Майкл Познер с помощью экспериментов, участники которых ежедневно медитировали [Short-term meditation training improves attention and self-regulation, 2007].

По словам ученого, он был уверен, что интересующий его эффект от медитативной практики придет лишь спустя месяцы, однако уже через две недели были замечены изменения в структуре мозга. Познер утверждает, что медитация помогает усилить внимание и концентрацию, улучшить когнитивные способности и увеличить объем рабочей памяти.

Позже выводы Познера начали подтверждаться по всему миру. Например, известный китайский ученый и специалист по нейробиологии Ю-Юань Тэнг смог достичь впечатляющих результатов от медитативного сосредоточения после пятидневной практики. Этот опыт и другие подтверждающие факты описаны в книге Тэнга [The Neuroscience of Mindfulness Meditation: How the Body and Mind Work Together to Change Our Behaviour, 2017].

Последующая совместная работа Познера и Тэнга помогла выяснить, что техники медитативного сосредоточения не только позволяют стать умнее и повысить продуктивность, но и помогают расслабляться, избегать депрессий и вообще быть более счастливым. А о том, как освоить медитацию, мы подробно рассказали в статье «Как научиться медитировать: доступным языком о самом главном».

Обучение музыке

В 1993 году научный мир поразило исследование американского психолога Френсиса Раушера под названием «Эффект Моцарта», о котором можно почитать в Википедии [Mozart effect]. Ученый и его коллеги выяснили, что если родители дают слушать своим детям музыку Моцарта (причем это работает даже на стадии беременности), дети становятся умнее.

Некоторое время спустя критики разобрали исследование по косточкам и разгромили его, и более всего в этом преуспел канадский композитор и профессор психологии из Университета Торонто Гленн Шелленберг, когда написал свою нашумевшую статью [The Mozart Effect: An Artifact of Preference, 1999].

Однако уже в 2004 году этот же Шеллленберг опубликовал результаты своего нового исследования «Уроки музыки повышают IQ» [Music lessons enhance IQ, 2004], в котором детей младшего возраста на протяжении 36 недель обучали музыке.

Исследование показало, что коэффициент интеллекта детей из музыкальных групп после прохождения обучения существенно повысился. Но Шелленберг все же заметил, что IQ повышается не от прослушивания музыки, на что указывал Раушер, а конкретно от обучения игре на музыкальных инструментах.

В дальнейшем исследование более трехсот раз цитировали в самых разных научных трудах. А в 2011 году Шелленберг вновь провел свои изыскания и вновь подтвердил их результаты. И до сих пор никто не опроверг выводы, сделанные ученым, что в научном мире можно расценивать как очень многоговорящий факт.

Мы же советуем вам взять в расчет оба исследования: если хотите становиться умнее, начните учиться играть на гитаре, синтезаторе или ударных. А если хотите, чтобы умными росли ваши дети, почаще включайте им Моцарта.

Физические упражнения

По поводу интеллекта и физического развития бытуют разные мнения. Одни, например, ассоциируют ум человека с его физической формой, считая сильных и здоровых людей интеллектуалами. Другие же почему-то уверены, что, как говорится, сила есть – ума не надо. Так есть ли для ума польза от физических упражнений? Ответить можно только положительно.

О том, что физические упражнения развивают умственные способности, говорят разные эксперименты. За последние годы на эту тему было проведено немало исследований, есть даже систематические обзоры их результатов, среди которых особого внимания заслуживает работа польских специалистов – нейропсихолога Илоны Бидзан-Блюма и психолога Малгожаты Липовска [Physical Activity and Cognitive Functioning of Children: A Systematic Review, 2018].

Одним из самых интересных фактов является то, что у детей в возрасте 9-10 лет, играющих в активные игры и много двигающихся, отмечается хорошая память, отличное внимание, способности к быстрому обучению и другие высокие показатели мышления. Однако этот факт касается не только детей – интеллектуальные способности становятся лучше у людей, ведущих активный образ жизни, в любом возрасте.

Вот вам и еще одна монетка в копилку преимуществ физических нагрузок. Если вы будете совмещать активный образ жизни с медитацией и музыкальными занятиями, уже совсем скоро ваш мозг скажет вам спасибо, что выразится в повышении интеллектуальных и когнитивных способностей. А в дополнение к описанным способам стать умнее мы хотим рассказать вам о методе ускоренного обучения любому навыку.

Быстрое овладение навыками

Развитие мышления и интеллекта во многих случаях связано с освоением новых навыков, той же игры на музыкальных инструментах. Однако изучение любого умения – это всегда время, и много его не бывает. Поэтому для начала было бы хорошо научиться осваивать новые навыки как можно быстрее. И как раз об этом рассказывает американский писатель, оратор и эксперт по личной продуктивности Тим Феррисс в своем новом телешоу The Tim Ferriss Experiment.

В прямом эфире Феррисс осваивает новые навыки, например, игру в покер и шахматы, вождение спортивных автомобилей и многие другие. Все это сопровождается реальной практикой. Но нас интересует именно то, КАК Феррисс осваивает навыки, ведь получается это у него, мягко говоря, очень хорошо.

Методика Тима Феррисса состоит из четырех несложных этапов:

  1. Этап деконструкции. Любой навык можно разложить на составляющие, и для освоения нового умения нужно просто найти ключевые элементы. Это позволит разбить кажущуюся непосильной задачу на несколько простых фрагментов. Такой подход годится для всего: иностранных языков, спорта, охоты, строительства и т.д.
  2. Этап отбора. Свои силы и время нужно использовать с умом. Это значит, что стоит отбросить в сторону фундаментальные основы навыка и отобрать то, что имеет решающее значение при освоении умения. Феррисс рекомендует пользоваться правилом Парето, исходя из которого 20% основ позволят освоить навык на 80%. Например, при изучении языка сначала можно пропустить грамматику и сосредоточиться на самых употребляемых словах и их формах в разговоре.
  3. Этап выбора последовательности. По мнению Феррисса, именно последовательность освоения элементов навыка играет решающую роль. Обучаясь шахматам под руководством чемпиона Джоша Уэйцкина, он делал все не так, как делают обычно. Он не начинал с начала игры, а сразу брался за ключевые ходы, применимые в большинстве реальных игровых ситуаций. Спустя несколько дней обучения, Феррисс уже играл с профессионалами.
  4. Этап поиска стимула. Конечно, никто не умрет, если вы не освоите фортепиано, вы не будете голодать, если не выучите пали. Это хорошо, но именно из-за этого вы бросите свои занятия. Чтобы чем-то овладеть, необходим мощный стимул, и даже больше – не стимул, а наказание за отсутствие практики (не забывайте и о наградах за успехи!) И здесь Феррисс советует применить кардинальный метод – выписать чек на 100 долларов в фонд самой ненавистной для вас политической партии, а затем отдать его другу. Если вы бросите занятия и не освоите навык, ваш друг должен будет отправить чек адресату.

Четыре простых шага, предлагаемых Тимом Ферриссом, помогут вам научиться чему угодно и, в принципе, теперь у вас в распоряжении есть все, что нужно, чтобы становиться умнее чуть ли ни семимильными шагами. Однако и тут есть один важный нюанс – даже при огромном желании развивать мышление получается это не у всех. Мы считаем, что разобраться, почему так происходит, жизненно необходимо.

Что мешает становиться умнее

Несколько лет назад специалисты Департамента психологии Университета Эдинбурга и Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне провели исследование [Genetics and intelligence differences: five special findings, 2014], которое позволяет понять, почему одни люди умнее других.

Ученые сообщают, что разные люди обладают разным уровнем интеллекта, что объясняется генетической предрасположенностью. На уровень интеллекта частично влияет то, каким образом человек развивает способности, но наибольшее значение все же имеет генетика. И дело тут в мутациях ДНК – чем их меньше, тем умнее человек.

Также специалисты утверждают, что интеллектуальные способности не передаются по линии отца, а на наследственность влияет лишь интеллект матери. Он передается ребенку, а то, насколько умственно развит отец, не играет существенной роли. Получается, что на развитие человека в интеллектуальном плане влияет наследственность по материнской линии и мутации ДНК.

В результате при прочих одинаковых условиях одни люди оказываются более умными, чем другие, а сгладить разницу не поможет никакое образование. Однако это нужно рассматривать не как повод забрасывать развитие и пускать все на самотек. Развивать мышление необходимо, просто не стоит рассчитывать на феноменальные перемены и тем более на быстрые результаты.

Эту информацию мы привели для размышления, ведь многие люди удивляются, почему, несмотря на все попытки стать умнее, кто-то из их знакомых постоянно дает им фору, особого внимания повышению своего интеллекта при этом не уделяя. Нужно просто идти по намеченному пути, не сравнивая себя с другими, – это одна из самых частых и серьезных ошибок, но эта ошибка не единственная.

По результатам исследования компании Dell EMC, проведенного в 2011 году [WW Data More Than Doubling Every Two Years, 2011], объем информации в мире каждые два года увеличивается больше чем в два раза. Информации хоть завались, и вся она доступна, что может быть лучше?! Становись умнее круглые сутки! Но дело обстоит совсем иначе – несмотря на объемы и доступность знаний, работают они не на повышение интеллекта, а наоборот.

Перенасыщение информацией в мире налицо, но проблема не с тем, что люди используют ее не особо рационально, а с тем, насколько она ценна и применима на практике. Если человек не использует то, что знает, он засоряет сознание кучей ненужных сведений. И как раз излишки таких сведений приводят к информационным перегрузкам, и именно эта информационная перегрузка мешает развитию мышления и ума. Почему? Давайте узнаем.

Разнородная информация рассеивает внимание

Большие объемы информации на разную тему рассеивают внимание и мешают концентрации на важных вещах. Это доказал американский психолог Гленн Уилсон своим экспериментом «Инфомания» [The “Infomania” Study, 2005], в котором принимали участие офисные сотрудники.

Одна половина сотрудников выполняла свои прямые обязанности, а вторая все время отвлекалась на электронную почту, звонки и смс. По итогам дня провели тест IQ, и он показал, что коэффициент интеллекта второй группы упал на целых десять пунктов. Подобные отвлекающие факторы буквально съедают время и не дают спокойно заниматься обучением, получением полезных знаний и освоением новых навыков.

Доступность знаний мешает их запоминанию

Информация сегодня настолько доступна, что у человека пропадает необходимость ее запоминать. Исследования Колумбийского университета [Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips, 2011] показали, что человек лучше запоминает не саму информацию, а ее источник.

Ученые просили студентов напечатать несколько простых фактов. При этом половину участников проинформировали, что по окончании задания их работы сохранены не будут, а второй половине ничего не говорили, т.е. студенты были уверены, что смогут в любой момент вернуться к своим файлам.

Позже участникам дали задание назвать факты, которые они печатали. Оказалось, что факты запомнили лишь те, кто знал, что не смогут вновь открыть свои файлы. Те же, кто рассчитывал открыть свои работы, забыли, о чем писали.

Обилие информации ухудшает мыслительный процесс

Богатство информации и масса современных цифровых устройств ухудшают не только память, но и препятствуют глубокому мышлению, затрудняют понимание сведений и снижают способности к обучению вообще. Такого мнения придерживается Сьюзен Гринфилд, английская писательница и специалист по физиологии мозга [Computers may be altering our brains, 2011].

Эту же идею поддерживает и американский ученый, писатель и бывший редактор издания Harvard Business Review Николас Карр. В своей книге «Пустышка: что Интернет делает с нашими мозгами» [The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains, 2010] он приводит доказательства тому, что цифровой гипертекст приводит к дефрагментации знаний.

Когда человек ищет информацию в Интернете, он зачастую пропускает ее контекст, что тоже приводит к информационной перегрузке. А это снижает способность к запоминанию и не позволяет сопоставлять данные с опытом, хранимым долговременной памятью. В результате человек рассуждает поверхностно и становится рассеянным.

Однообразие подачи информации влияет не восприятие

Как вы знаете, есть три основных канала восприятия информации: восприятие через слух, через зрение и через тактильные ощущения. Чтобы информация запомнилась наверняка, лучше при запоминании использовать все три этих канала, т.е. услышать или проговорить, прочитать и записать.

Но сегодня все чаще используется Интернет, а это значит, что задействуется всего один канал – зрительный. Звуковой канал задействуется реже, а кинетический не задействуется вообще. Потому-то из всего того, что мы читаем в Сети, запоминается крайне мало.

Психолог Карин Харман Джеймс из Университета Индианы посвятила этому вопросу немало времени и сил, провела на данную тему ряд исследований и пришла к выводу [The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children, 2012], что запоминать лучше поможет переписывание (хотя бы частичное) того, что читает человек.

Да, вышеназванное исследование по большей части касается детей, но положение вещей от этого не меняется. Чтобы информация прочно закреплялась в памяти, нужно больше записывать. Не обязательно переписывать страницы текста – можно фиксировать знания тезисно, отмечая наиболее важные моменты.

Недоверие к информации снижает мотивацию

Большие объемы постоянно поступающей и обновляющейся информации – это, конечно, хорошо, ведь узнать можно практически обо всем. Но в то же время эти самые объемы и скорость распространения, а также простота и сотни вариантов использования данных снижают у людей доверие к ним.

Американский ученый и консультант по коммуникациям и технологиям Джон Хорриган провел исследование на тему того, как люди подходят к информации и фактам [How People Approach Facts and Information, 2017], и выяснил, что больше всего доверия люди испытывают к библиотекам, а менее всего – к соцсетям.

Это говорит о том, что каждый, кто хочет становиться умнее и развиваться интеллектуально, должен научиться адекватно оценивать источники, из которых черпает знания. Любая информация должна проверяться по нескольку раз, а если подтвердить ее невозможно, следует относить ее к разряду второстепенной.

Технологии приводят к социальной изоляции

Сегодня огромную популярность завоевало онлайн-обучение, и множество людей предпочитают обучаться, не выходя из дома. Но основные образовательные программы все так же проходят очно, и это совсем не просто так. Традиционное обучение – это социальный контакт, а он способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и дисциплине и синхронизации учащихся.

Благодаря очному обучению учащиеся обмениваются знаниями и опытом, проникаются духом товарищества, развивают эмпатические навыки и эмоциональный интеллект. Если же непосредственного контакта между людьми нет, все это становится невозможным. Поэтому, чтобы стать умнее и развивать мышление, недостаточно сидеть дома и учиться чему-то. Нужно обязательно вести более-менее активную социальную жизнь и контактировать с другими людьми.

Полное погружение в информацию блокирует другие аспекты развития

Раз уж мы говорим об информационном пространстве, мы не ошибемся, сказав несколько слов и о виртуальном мире. Интернет-вселенная бесконечна, и в ее информационных потоках запросто можно раствориться, тратя жизнь на соцсети, мессенджеры, новостные ленты, электронные письма и компьютерные игры.

Но в один прекрасный момент придет время жить реальной жизнью. А она требует полезных знаний и важных навыков, различных способностей и умений. Это значит, что нельзя позволять себе с головой погружаться в информацию. Нужно оставлять время и на другие аспекты развития, общаться с людьми, иметь хобби, открывать новые места, применять знания на практике.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие мышления зависит именно от того, как мы используем свой ум уже сегодня и сейчас: на что тратим время, чем интересуемся, как предпочитаем общаться и учиться, какие источники информации берем в работу, применяем ли знания на практике.

Все, о чем мы поговорили, должно еще раз указать нам: чтобы стать умнее, нужно пользоваться своим умом с умом, вы уж простите за тавтологию. Наше сегодня формирует наше завтра, и если мы начнем с головой подходить к тому, чем занимаемся, жить осознанно, ценить свое время и здоровье и, конечно же, стремиться к интеллектуальному росту, тогда наше мышление само по себе будет развиваться без особых усилий с нашей стороны.

Заключение

Сегодня мы рассказали о множестве интересных вещей, но среди них нет ни одного упоминания того, что кто-то по какой-то причине не может стать умнее. Мы хотим сказать, что никакие обстоятельства, никакие мнения со стороны и даже никакие гены и научные исследования не должны быть для вас преградой к личностному и интеллектуальному росту.

Поверьте, любой человек может развиваться и становиться лучше. Решающую роль играет желание расти, расширять границы и познавать. И это не просто мотивация, а факт, которому можно найти массу подтверждений в истории. Знаете ли вы, что:

  • Уинстона Черчилля не перевели из шестого класса в седьмой, а став взрослым, он долго не мог занять ни одного политического поста.
  • Томасу Эдисону говорили, что он настолько туп, что ему нет смысла учиться, а прежде чем создать рабочую лампочку, он ошибся сотню раз.
  • Стивену Спилбергу трижды не удавалось поступить в университет, о котором он мечтал, и впоследствии он даже бросил учебу.
  • Уолта Диснея уволили с одной из первых работ, посчитав его человеком без воображения и толковых идей.
  • Альберт Эйнштейн произнес первое слово лишь в четыре года, писать начал в семь лет, а учителя называли его умственно отсталым.
  • Чарльз Дарвин ничем не выделялся в школе, и учителя считали его совершенно посредственным учеником.
  • Дика Чейни два раза отчисляли и Йели, но это не помешало ему позже занять пост вице-президента США.
  • Сидни Пуатье после первой кинопробы сказали, что он никудышный актер и его место у раковины с грязной посудой.
  • Харрисону Форду после его первых съемок сказали, что он ничего не добьется, и порекомендовали отказаться от актерства.
  • Джеймс Дайсон впервые создал работающий прототип пылесоса, но этот прототип был 5127 по счету – 5126 оказывались неудачными.

Перечисленные люди (их список, кстати, можно продолжать еще очень долго) служат прямым доказательством тому, что становиться умным и достигать целей можно и нужно, независимо не от чего. Хотите развивать мышление – все в ваших руках! Нет никаких препятствий, которые помешали бы вам, если вы на самом деле этого желаете!

Безусловно, в нашей статье мы не затронули массы других важных вопросов о развитии интеллекта, но этого и не требовалось, ведь у нас уже есть материалы, которые раскроют вам, если уж не все, то многие секреты того, как становиться умным.

Далее вы найдете ссылки на полезные материалы нашего сайта, посвященные развитию мышления, с огромным количеством советов, рекомендаций, техник и упражнений, которые позволят вам стать умнее. Но прежде мы хотим предложить вам пройти хотя бы одну (а еще лучше – обе) из наших обучающих программ по развитию мышления:

  • Нейробика – курс по тренировке и развитию мозга
  • Когнитивистика – курс по освоению более 20 техник мышления

И, конечно, для самых любознательных и дотошных – ссылки на все научные источники, информацию из которых мы использовали при написании статьи. Читайте и разбирайтесь во всем.

Научные источники:

  • James Flynn “Intelligence and Human Progress”, 2013 (на англ. языке)
  • A Cross-Temporal Meta-Analysis of Ravens Progressive Matrices: Age groups and developing versus developed countries, 2015 (на англ. языке)
  • 23 Daily Habits That Will Make You Smarter by Maggie Zhang, 2016 (на англ. языке)
  • Short-term meditation training improves attention and self-regulation by Michael Posner, 2007 (на англ. языке)
  • Yi-Yuan Tang “The Neuroscience of Mindfulness Meditation: How the Body and Mind Work Together to Change Our Behaviour”, 2017 (на англ. языке)
  • Mozart effect (на англ. языке)
  • The Mozart Effect: An Artifact of Preference by Kristin M. Nantais and E. Glenn Schellenberg, 1999 (на англ. языке)
  • Music lessons enhance IQ by Glenn Schellenberg, 2004 (на англ. языке)
  • Physical Activity and Cognitive Functioning of Children: A Systematic Review by Ilona Bidzan-Bluma and Małgorzata Lipowska, 2018 (на англ. языке)
  • Genetics and intelligence differences: five special findings by Plomin and I. J. Deary, 2014 (на англ. языке)
  • WW Data More Than Doubling Every Two Years, 2011 (на англ. языке)
  • The “Infomania” Study by Glenn Wilson, 2005 (на англ. Языке, файл скачивается автоматически)
  • Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips by Betsy Sparrow, Jenny Liu and Daniel M. Wegner, 2011 (на англ. языке)
  • Susan Greenfield: Computers may be altering our brains, 2011 (на англ. языке)
  • Nicholas Carr “The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains”, 2010 (на англ. языке)
  • The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children by Karin Harman James, 2012 (на англ. языке)
  • How People Approach Facts and Information by John B. Horrigan, 2017 (на англ. языке)

Полезные материалы diplomilirist:

  • Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
  • Развитие мышления: способы тренировки мозга
  • 8 способов развивать мозги
  • Японская система развития интеллекта
  • Упражнения для развития мозга
  • Развитие мозга: полезные советы и упражнения
  • Тренировка мозга: полезные советы и онлайн-игры
  • Возможности для тренировки мозга
  • 6 правил для развития мозга
  • Вещи, которые помогают стать умнее
  • 10 привычек, которые сделают вас умнее
  • Ежедневные привычки, которые сделают вас умнее
  • Интересные и полезные книги для развития интеллекта
  • 10 способов предупредить деградацию ума
  • Интеллект: определение, развитие и деградация
  • Необычные и неочевидные факты о мышлении и его развитии
  • Проблемы высокого IQ
  • Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте
  • Эрудиция и интеллект почему они работают только вместе

В вашем распоряжении целый арсенал мощных приемов. Начните применять их сегодня, и уже завтра ваше интеллектуальное развитие поднимется на новый уровень. Желаем вам удачи и до скорой встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: