В любой коллективной деятельности обязательно нужно принять одно решение. Если два и более человека не могут прийти к консенсусу, работа глохнет и не может сдвинуться с мертвой точки. В итоге проект откладывается или плохо реализовывается, а компания терпит убытки. Чтобы этого не происходило, была создана структура RAPID. Она помогает выявить ответственного человека на каждом этапе процесса поиска решения.
О модели
Пол Роджерс и Марсия Бленко предложили модель RAPID в 2006 году в журнале «Harvard Business Review».
Множество компаний с трудом принимают решения из-за плохой подотчетности: за одно решение ответственны либо слишком много людей, либо никто. RAPID помогает команде преодолеть проблему при помощи назначения ролей, которые проясняют кто какой вклад должен вносить, а также принимать окончательное решение.
RAPID означает:
Когда рекомендатели собрали всю информацию, отфильтровали ее, создали несколько предложений и альтернатив, пришло время перейти к голосованию.
2
Согласие
Люди в этой роли (переговорщики) обладают властью отдать свои голоса «за» и «против» предложения для того, чтобы сузить количество доступных вариантов. Таких людей нужно поощрять вступать в энергичные дебаты и переговоры — как между собой, так и с рекомендателями — прежде чем они создадут шорт-лист.
Количество людей в этой роли должно быть ограничено во избежание конфликтов и замедления процесса принятия решения. Если консенсус кажется маловероятным, за дело берется решатель. Он взвешивает аргументы сторон и принимает промежуточное решение.
Переговорщики должны обладать следующими качествами:
- Знать законы страны,
- Быть профессионалами в обсуждаемой теме,
- Уметь вести переговоры.
3
Ввод
Далее за дело берутся эксперты: консультанты или члены команды, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
Они рассматривают несколько избранных предложений и пытаются оценить вероятность внедрения решения в жизнь.
Эти люди должны задать себе следующие вопросы:
- Это предложение практичное?
- Можно ли его улучшить?
- Каковы риски?
- Какие преимущества внедрения этого предложения?
4
Решение
Окончательное решение на основе полученной информации принимает один-единственный человек. Он должен хорошо разбираться в теме, знать законы бизнеса, обладать творческим и критическим мышлением. Помимо этого:
- Его репутация и харизма не должны подвергаться сомнению,
- Он должен обладать организационными навыками.
Это важно, потому что исполнение решения будет максимально эффективным, когда все члены команды уважают такого человека и не станут сопротивляться воплощению.
5
Исполнение
Когда окончательное решение принято, в дело вступают исполнители. Это критически важная роль, ведь зачастую решения воплощаются плохо, нивелируя всю предшествующую работу. Лучшими кандидатами будут рекомендатели, потому что они уже знакомы с ситуацией и обладают необходимыми знаниями и информацией.
Желаем вам удачи!