Техника «Групповой пазл» в педагогике

Техника «Групповой пазл» в педагогике

Техника «Групповой пазл» (Jigsaw technique) — это метод для организаций занятий в классе, при котором все ученики зависят друг от друга. Он был разработан социальным психологом и профессором Эллиотом Аронсоном в 1971 году.

Суть в том, что педагог разбивает класс на группы, а задания на части, которые ученики должны собрать вместе как головоломку. Возникает позитивная зависимость друг от друга, а также коллективная ответственность.

Эта техника — эффективный способ изучить материал. Что еще более важно, процесс складывания пазла (головоломки) поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляя каждому члену группы существенную роль в академической деятельности.

Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ:

  • Она достаточно проста в освоении как для учителя, так и для учеников.
  • Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников.
  • Ее можно использовать вместе с другими педагогическими стратегиями.
  • Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие.
  • Она не требует материальных затрат.

Вот пошаговая структура, которая научит вас использовать этот метод.

Десять шагов

Шаг первый: разделите учеников на группы по 5-6 человек

Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям. Сильные ученики не должны все быть в одной группе, как и слабые.

Кстати, этот же простой метод можно использовать и для выявления социальных связей в классе. Учитель просто предлагает ученикам поделиться самим и наблюдает за процессом. Таким образом можно понять, кто с кем дружит, кто остается вне групп, как проявляют себя разные участники в ходе коллективной работы.

Шаг второй: в каждой группе назначьте одного лидера

Здесь тоже можно поступить по-разному: не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива. Смотрите за тем, как себя проявят и другие.

Шаг третий: разделите урок на 5-6 сегментов

Разумеется, это не строгое число. В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашей головоломке.

Например, если вы хотите, чтобы ученики побольше узнали об исторической фигуре, разделите его биографию на следующие сегменты:

  • Детские годы.
  • Семейная жизнь: отношения с мужем/женой и детьми.
  • Исторические достижения личности.
  • Как его/ее достижения повлияли на тот период.
  • Как его/ее достижения повлияли на современный мир.

Шаг четвертый: дайте задание каждому ученику изучить один сегмент

Убедитесь, что ему достаточно информации для того, чтобы изучить определенный сегмент, а также проследите, чтобы ее не было больше, чем нужно.

Шаг пятый: дайте ученикам время на то, чтобы прочитать каждый сегмент дважды

Помните, что ученикам не нужно запоминать или «зубрить» эту информацию. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.

Шаг шестой: сформируйте временные «экспертные группы» учеников из каждой группы

После того, как материал усвоен, формируются временные «экспертные» группы из учеников разных групп. Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.

Шаг седьмой: верните учеников в первоначальные группы

На этом этапе они должны обменяться новой информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему.

Шаг восьмой: поощряйте учеников задавать друг другу вопросы

Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях.

Шаг девятый: переходите от группы к группе, наблюдая за процессом

Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло. Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для все одинаковое количество времени.

Шаг десятый: проведите тестирование, а лучше — викторину

Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью. Придумайте викторину, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру. Примените принципы геймификации.

Пример

Предположим, вы хотите на внеклассном занятии познакомить своих учеников с самыми распространенными ошибками в русском языке, чтобы они не делали больше подобных ошибок. Правила грамматики всегда вызывают некоторые сложности, а такой формат поможет сделать процесс более оживленным и задействует всех сразу. Итак:

  1. Сформируйте команды и назначьте лидеров. В каждой группе должно быть от четырех учеников. Каждая группа должна стать «экспертом» по 1-2 темам, которую вы выбрали. Например, написание не и ни с разными частями речи, окончания ться, тся, приставки пре, при и т.д.
  2. Затем начинается активная фаза. Каждая группа работает над своей темой, разбирает правила, читает учебник, придумывает примеры.
  3. После этого группы на время «меняются» участниками и делятся знаниями.
  4. В конце проводится коллективный тест на использование изученных правил.

Эту технику вы можете использовать для любого предмета. В некоторых случаях может понадобиться небольшая подготовка. Экспериментируйте, частично меняйте метод и используйте этот инструмент для обучения. Ученики, работающие в команде, где каждый член вносит свой вклад в общий успех группы, учатся гораздо лучше, поскольку все вовлечены в процесс и активно задействованы. К тому же, это еще и урок социального взаимодействия.

Желаем вам удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: