ТРИЗ-упражнения в педагогике

триз в педагогике

Немногие знают, что любимая несколькими поколениями головоломка с поиском отличий на двух похожих изображениях является задачей, которую ТРИЗ педагоги рекомендуют решать с целью развития мышления у ребёнка. Существует и множество других упражнений, с помощью которых у детей разных возрастов (от дошкольного до старших классов) не просто развивается сильное воображение, но и закладывается фундамент для системного аналитического мышления и восприятия мира. В этой статье собраны некоторые из таких упражнений. Применяя их, вы получите отличный практический инструмент для воспитания у ребёнка качеств творческой личности с раннего возраста.

«Да-Нет»

Простая и известная детская игра. Воспитатель загадывает любое слово (существительное – мяч, шкаф, кот, облако) и предлагает детям его отгадать, задавая уточняющие вопросы. При этом он отвечает лишь утвердительно или отрицательно, а дети путём вопросов по типу «Это животное?» «Это предмет?» и т.д. продвигаются к отгадке. Когда будут сделаны первые существенные успехи, учитель берёт на себя функцию ведущего и лишь следит за соблюдением правил, а сами участники загадывают друг другу новые слова.

Свойства предмета

Суть упражнения в отыскивании как можно большего количества свойств предложенного учителем предмета или объекта. Пусть это будет мяч. Дети садятся в круг и поочерёдно, передавая его друг другу, называют по одному свойству. Сначала это что-то очевидное: круглый, кожаный, сшитый, для игры в футбол, с рисунком, с отверстием для насоса и т.д. Дальше будет становиться тяжелее, и педагог должен помогать детям находить всё новые характеристики. Поиск таких «скрытых» свойств предметов отлично тренирует мышление, помогает лучше узнать предназначение и возможности применения различных вещей и способствует развитию креативности.

Классы и группы

Классификация – типовая мыслительная операция, применяемая каждым человеком. Практически всё вокруг нас организовано и объединено в конкретные группы, начиная с параграфов в школьных учебниках и заканчивая размещением товаров на полках в магазинах. Поэтому понимание основ того, как структурируется информация – ценный навык, и данное упражнение его неплохо тренирует.

Проводить его можно как индивидуально, так и в группе. Для этого понадобятся различные предметы: игрушки, книги, бытовые вещи. Первый этап самый простой: разделить все имеющиеся предметы (предварительно смешанные) на 2 или несколько групп, опираясь на какую-то одну, главную характеристику (например, игрушки и книги). При этом важно напрямую не объяснять ребёнку принцип структурирования, а подводить его к самостоятельному решению.

Следующее задание: организовать классы по нескольким характеристикам (например, разделить игрушки на те, что сделаны из дерева и те, что из пластика, а потом выделить из них имеющие отношение к живой природе – куклы, животные, и не имеющие – машины, роботы, конструкторы). В уже полученных классах можно выделить подклассы на основе самых очевидных признаков (цвет, размер) и более сложных (функционал игрушечных машин – строительный кран, автобус, трактор и т.д.).

Исключающая характеристика

Это упражнение – более сложная разновидность предыдущего. Вам не нужны никакие предметы, достаточно обычных картинок с их изображениями. Изначально их нужно подобрать так, чтобы из группы нарисованных предметов каждый отличался от остальных какой-то очевидной характеристикой (её ребёнок и должен отыскать). Начинать рекомендуют с 3 картинок. Пусть это будут помидор, автомобиль и кот. Для автомобиля исключающей характеристикой будет, к примеру, его принадлежность к неживой природе, в отличие от двух остальных. Для помидора – то, что его можно съесть. В будущем количество картинок и сложность рисунков на них (неочевидность признаков) можно усложнять.

Сказка-коллаж

Отличное упражнение на память и развитие творческого воображения. Вы начинаете рассказывать вымышленную сказку, в которой собраны все любимые персонажи ребёнка и постепенно подключаете к этому процессу и его самого. Он помогает вам строить сюжетную линию и вводит новых героев. Во время процесса создания такой сказки не нужно заботиться о логичности и стройности композиции – история может развиваться как угодно, главное, чтобы это было интересно и вызывало неподдельное участие ребёнка.

Аукцион

Упражнение в игровой форме. Педагог предлагает детям поучаствовать в аукционе, лоты для которого были предварительно отобраны. Он выставляет «на продажу» первый предмет, допустим, это носовой платок. Задача детей – по очереди называть по одному варианту его применения: вытирать нос, протереть яблоко, использовать как одеяло для куклы и т.д. Предмет достаётся тому, кто последним находит способ его использовать. Дальше выставляется следующий лот.

«Было-стало»

Отличное упражнение, которое учит детей видеть взаимосвязь и находить пути развития ситуации. Можно подготовить картинки с изображениями нужных предметов и объектов, а можно просто задавать вопросы о них. Примеры возможных вопросов:

Что изготавливают из дерева? (спички, бумагу, мебель, забор, ручку для молотка, игрушки…)…

Зачем выращивают пшеницу? (для изготовления муки, хлеба, макарон, для корма животным, для изготовления лекарственных препаратов…).

Более сложная разновидность упражнения: педагог задаёт вопрос о составляющих частях какого-то предмета (например, какие материалы присутствуют в деталях автомобиля). Дети отвечают: пластмасса, железо, резина, ткань. Потом разбираются, откуда берутся эти материалы – железо добывают из земли и обрабатывают на заводах.

Фантастическое животное

Более сложное упражнение, основанное на применении метода фокальных объектов (перенесении свойств одного объекта на другой). Нужно попросить детей придумать животное, которого нет в природе и нарисовать или рассказать о нём. Никаких ограничений – это может быть как сборный образ из нескольких животных, так и что-то полностью фантастическое. Получив рисунок или описание, стоит детально поработать над его историей: чем занимается? где живёт? что ест? Создавать можно не только животных, но и любые предметы.

«Логический поезд»

Лучше использовать картинки с соответствующими изображениями, но можно и просто называть слова (хотя в таком случае страдает наглядность и усложняется задача объяснения принципа игры ребёнку). Суть в том, чтобы строить цепочку из взаимосвязанных понятий-«вагонов». Например, если первая картинка изображает дерево, то второй «вагон» может быть с рисунком книги, третий – школы, четвёртый – глобуса и т.д.

«Скелет»

Предварительно готовятся карточки, на которых записываются согласные буквы: ГР, ЗНТ и т.п. Задача детей заключается в построении с помощью лишь гласных букв «настоящих» слов. Исходя из наших примеров, это могут быть:

ГР – горе, гора, гарь, ЗНТ – зонт, зенит, занятие.

Подбирать сложность сокращений нужно с учётом возраста ребёнка.

Заниматься по методикам ТРИЗ лучше с группой детей, ведь таким образом они будут перенимать опыт друг друга и быстрее учиться. Но и индивидуальные занятия несут несомненную пользу. Больше разных упражнений для развития сильного мышления у ребёнка собрано на сайте лаборатории образовательных технологий «Trizway».

Удачи вам в применении Теории решения изобретательских задач в вопросах, связанных с обучением!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: