Зачем учиться всю жизнь: разбираемся в смысле образования и самообразования

Зачем учиться всю жизнь

Многие из нас хотя бы раз в жизни спрашивали своих родителей: «Зачем нужно учиться?» Возможно, когда-то такой вопрос застигнет и вас, потому что дети, как правило, не сильно стремятся к знаниям, интересуются в большей степени делами отвлеченными и не связанными с учебой. А как считаете вы – какой смысл в процессе образования? Нужно ли учиться, и как вы относитесь к концепции обучения в процессе всей жизни? Оставляйте свои комментарии, но сначала давайте разберемся вместе – в чем же смысл образования?

Прежде всего, хотелось бы начать с, казалось бы, противоречащих нашей теме историй, связанных с успешными, но малообразованными людьми. К числу таких людей относятся:

Ингвар Капмпрад

Основатель крупнейшей компании IKEA всегда пользовался положительными оценками со стороны своих близких друзей и знакомых, однако, как утверждал сам предприниматель, он – недоучка. В действительности у Ингвара не было высшего образования, однако уже в детском возрасте мальчик занимался продажей елочных игрушек, канцелярских принадлежностей, даже рыбы.

Генри Форд

Знаменитый автомобильный промышленник в 16-летнем возрасте сбежал из дома, переехал в Детройт и начал работать инженером в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). Как отмечают многие аналитики, Генри Форд отличался даром гениального менеджера наряду с инженерными способностями.

Роман Абрамович

Российских олигарх и государственный деятель в 1983 г. поступил в Ухтинский индустриальный институт на лесотехнический факультет. Однако особой тягой к учёбе не обладал, в результате чего не окончил вуз. В то же время отмечаются его организаторские способности, умение заводить полезные связи, отчасти ставшие причиной удачного бизнеса со сверхприбылью.

Майкл Делл

Основатель компании Dell Computers стал одним из самых богатых людей планеты при отсутствии высшего образования. Уже в восьмилетнем возрасте будущий бизнесмен отбросил желание заканчивать старшие классы, не говоря об обучении в вузе, – планов на жизнь было и так вдоволь.

Все эти люди смогли добиться больших успехов, не имея высшего образования, но, анализируя рассмотренные истории, у каждого успешного человека можно заметить целеустремленность, идейность и обладание хорошими навыками коммуникаций и организации. Актуальность этих качеств не теряется и сегодня, а вот наличие диплома о высшем образовании, как определяющего фактора при приеме на работу, ставится под сомнение все чаще и чаще. Давайте все же попытаемся понять, нужно учиться или нет.

Сначала давайте договоримся о разделении самого образования на два вида:

  • академическое (обучение, предполагающее занятия в средней школе, в вузе, получение большого количества теоретического материала и информации),
  • практическое (обучение, направленное на получение каких-то конкретных навыков, умений).

Философия академического обучения такова: «Мне нужно освоить, выучить определенный материал, чтобы сдать экзамен. Я получу диплом, смогу работать и зарабатывать деньги», в то время как философия практического обучения отличается: «Мне нужно научиться этому, чтобы применить свои знания на деле, получить какой-то конкретный материальный результат».

Анализируя характеристику обоих видов обучения, можно склониться к тому, что второй вид (практическое обучение) более продуктивен, полезен и рационален. В принципе, примеры успехов это доказывают. Но оказывается, что и академическое образование несет в себе ряд преимуществ. Предлагаем их рассмотреть.

Самодисциплина

Конечно, всем без исключения приходится бороться с прокрастинацией, ленью и нежеланием упорно и долго трудиться, но процесс обучения в значительной степени подстегивает нас и заставляет делать уроки, читать книги, решать задачи и др.

Развитие мышления

На самом деле, большинству школьников (да и взрослых) кажется, что в школе совершенно бесполезно решать интегралы, если вы интересуетесь биологией, или читать «Мастера и Маргариту», если вы хотите стать программистом. Но ведь на деле нас заставляют делать это не потому что нам непременно пригодятся эти знания, а чтобы развить те или иные навыки, которые, по сути, нужны каждому образованному человеку.

Математика дает способность мыслить логично и рационально, литература – грамотность, возможность быть интересным собеседником и выражать свою точку зрения, история тренирует память и делает человека эрудированным, физическая культура заботится о здоровье и элементарной натренированности и т.д. То есть каждый предмет, даже не будучи вам необходимым, в той или иной степени раскрывает грани вашей личности, позволяет смотреть на мир более ясным и открытым взглядом.

Развитие эрудиции в целях авторитетности

Согласитесь, довольно престижно быть сегодня читающим, интересующимся человеком. Если вы не знаете, в чем разница между Великой Отечественной и Второй мировой войной, то собеседники не будут считать вас за образованного человека, а ведь такие элементарные знания приобретаются уже в школе. Поэтому учиться стоит хотя бы для появления собственного авторитета в глазах окружающих людей.

Возможность оценить ситуацию с другой точки зрения

Как уже было сказано, благодаря обучению вы смотрите на мир более ясно, под разными углами, а это дает принципиально важную способность – поставить себя на место другого человека, представить, что он переживает и какие чувства и мысли могут его сейчас посещать. Получается, в какой-то степени обучение развивает эмпатию, которая, бесспорно, поможет в жизни любому человеку (особенно на это влияет литература, где мы знакомимся с большим количеством разных персонажей).

Как видно, академическое образование направлено в основном на расширение рамок, которыми скованно наше сознание от природы. Изучение правил и закономерностей жизни помогает нам обрести некую сознательную свободу, а также в определённом смысле побороть себя. Тем не менее, сегодня особое значение придаётся практическому обучению, потому что меняются тренды на рынке труда, общество быстро прогрессирует, что ведет к образованию новых профессий и навыков. Давайте осветим некоторые из этих трендов.

Развитие сектора фриланса

Согласно статистическим данным, около 35% всего работающего населения США работают именно фрилансерами, а 78% британцев полагают, что фриланс помогает лучше всего решить проблему баланса «работа-личная жизнь» (work-life balance).

Эпоха востребованных навыков

Из-за того, что большая часть населения склоняется к фрилансу, человеку нужно постоянно приобретать новые навыки, которые будут обеспечивать ему дополнительную конкурентоспособность, выделять его на фоне других фрилансеров.

Бренд «Я»

Каждый человек в современном мире становится в каком-то смысле товаром. Мы учимся себя позиционировать, показывать с правильной стороны, приобретать полезные и востребованные умения, и все это, чтобы продать товар «Я» за более дорогую цену, найти работу с возможностью хорошего карьерного роста.

Дополнительное обучение

В современном мире важно не останавливаться на первом образовании, которое фактически обесценивается работодателями при трудоустройстве, потому что они все чаще заявляют о том, что им не важен диплом. Что важно? Инициативность, дополнительные сертификаты, оконченные курсы, реальные навыки, конкурсы, то есть то, что характеризует вас как человека, стремящегося к самообразованию и дополнительному обучению.

Старение населения

Казалось бы, тенденция, связанная со старением населения, является сугубо демографической, однако она непосредственно влияет на рынок труда. Повышая пенсионный возраст, работающее население расширяется за счет тех, кто оказался младше новых пенсионных возрастных планок, соответственно цикл жизни одного работника увеличивается, а время на месте, как известно, не стоит. Поэтому людям в возрасте приходится переучиваться, набирать новые компетенции.

Между прочим, эта информация подтверждается статистическими данными Всемирной организации труда (ВОТ), а именно:

  • средний возраст работника во всем мире через 10 лет увеличится до 41 года,
  • через 10 лет на одного пенсионера будут работать два молодых работника (а не три, как сейчас).

Из вышеперечисленных тенденций следует одна простая мысль: учиться нужно. Безусловно. И особенно актуальна сегодня концепция образования длиною в жизнь (обучение длиною в жизнь, life-long education), предполагающая постоянное развитие и совершенствование, расширение списка освоенных компетенций, повышение квалификации и приобретение новых навыков.

Более того, сегодня у каждого человека есть возможность «самообразовываться», не выходя из дома, узнавать много полезной информации, сидя перед экраном. В этом помогут такие образовательные платформы, как Khan Academy, Udemy, Coursera, OpenEdu, School 21 (Школа 21) и другие. Рекомендуем вам посетить одну из платформ и найти что-нибудь по своему вкусу. Это позволит вам в значительной степени повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Также дополнительным шагом на пути освоения методов обучения может служить наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», где вы за 5 недель научитесь применять модели и техники самообразования в целях увеличения собственной продуктивности.

Много интересного и полезного (в частности, наиболее популярные и востребованные профессии будущего, необходимые компетенции и возможность их получения) можно также узнать из видео с Натальей Моисеенко, генеральным директором платформы по развитию «Теории и практики»:

Опираясь на прогнозы ВОТ, в ближайшем будущем среди всех компетенций работника на первом месте по значимости будет критическое мышление, которое, заметьте, вырабатывается путем удачной комбинации как академического, так и практического обучения. Поэтому не ленитесь, боритесь с «откладыванием на потом», старайтесь работать в школе и в вузе не на оценки, а на свое будущее, интересуйтесь, будьте инициативны и открыты новому, боритесь с когнитивными искажениями, капитализируйте свою личность.

И еще, в начале статьи мы привели небольшой (и безусловно, не полный) список людей, которым удалось достичь большого успеха, не прибегая к услугам высшего образования. В конце хотелось бы сделать акцент как раз-таки на обратном.

Сейчас вы сидите перед экраном своего гаджета, который был разработан группой программистов, вряд ли не окончивших хотя бы курсы по программированию. Вы сидите в помещении, которое было спроектировано архитекторами и построено группой строителей. Вы, возможно, пьете кофе, который стал результатом работы технологов пищевой промышленности, а до них – аграриев. На вас одежда, сшитая по определенным расчетам, выкройкам и технологии. Все вокруг вас в данную секунду содержит в себе результат труда. Поэтому дерзайте, будьте любопытны и стремитесь к созиданию. Тогда и лень отойдет на второй план, а жить станет интереснее.

Желаем вам успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: