Задача n-назад

Задача n-назад

Мы не откроем вам тайны, если скажем, что любой человек в состоянии самостоятельно предпринимать какие-либо действия для развития своей личности – улучшения различных показателей своей продуктивности и эффективности. Для развития навыков и способностей человека сегодня создано немало всевозможных специализированных методик. К ним можно отнести специальные тесты и игры, упражнения, тренинги, мастер-классы и т.п. При помощи них человек может улучшить, например, навыки чтения, выступления на публике, актёрского и писательского мастерства, творческое, логическое, пространственное мышление и даже коэффициент интеллекта. Все такие упражнения, конечно же, по-своему уникальны и продуктивны. Однако одним из самых интересных, ярких, необычных, популярных и эффективных упражнений подобного характера является упражнение под довольно своеобразным названием «Задача n-назад». По этой причине мы и решили предоставить вам возможность с ней познакомиться, а также пройти онлайн на нашем ресурсе.

Что такое задача n-назад?

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. Не будет лишним напомнить, что по теории интеллекта, разработанной психологом Рэймондом Кэттеллом, интеллект человека условно разделяется на две составляющих:

  • Подвижный интеллект – выражается в способности к логическому мышлению, аналитике и решению задач, вне зависимости от прошлого опыта
  • Кристаллизовавшийся интеллект – выражается в накопленном человеком опыте и его способности к применению уже усвоенных знаний, умений и навыков

Задача n-назад была разработана в 1958 году немецким психологом В. К. Кирхнером.

Суть задачи n-назад

Суть задачи n-назад заключается в том, что испытуемому представляется набор определённых звуковых, визуальных (иногда – других) образов. По ходу решения задачи он должен определить и указать, сколько позиций назад он уже видел или слышал представляемый ему образ, т.е. одну позицию назад, две позиции назад, три позиции назад и т.д. Отсюда и название самой задачи – число «n» обозначает количество позиций, на которые нужно перейти назад для решения.

В качестве простого, но доходчиво объясняющего суть задачи n-назад примера можно взять ряд букв из русского алфавита, которые последовательно представляются испытуемому, и среди которых он должен выбрать те, которые он мог видеть три позиции назад (данная задача будет называться «задачей 3-назад»):

Т Л Х Ц Х С Ц Ц В Л Ц К Л Х Ц В Т Р Х К Ц Х Р (жирным выделены буквы, которые необходимо определить испытуемому).

Или же можно взять набор цифр, которые представляются испытуемому аналогичным образом, но указать он должен уже не те, которые видел три позиции назад, а те, которые видел четыре позиции назад (такая задача будет называться «задачей 4-назад»):

1 3 5 8 1 8 4 5 3 6 4 6 2 8 1 9 7 8 (жирным выделены цифры, которые необходимо определить испытуемому).

Могут быть также различные модификации задач n-назад, которые называются «двойными задачами n-назад», где испытуемому предлагается уже не один, а два набора образов, причём, предлагаются они одновременно. Кроме того, могут быть и тройные задачи n-назад, в которых будут предлагаться уже три набора образов. Затем могут быть задачи с четырьмя наборами и т.д. Несколько из модификаций данной задачи сделали и мы, поэтому вы можете выполнить их онлайн, а также следить за своими успехами в тренировке:

Cтатистика На весь экран

Наборы представляемых испытуемому образов в таких задачах рассчитаны на активизацию различных уровней восприятия, к примеру, первый набор активизирует слуховое восприятие, второй набор – визуальное восприятие, а третий – пространственное мышление. А с целью развития профессиональных навыков нередко используются звуки музыкальных инструментов, различающиеся по частоте, фигуры на шахматной доске, отличающиеся по расположению, фотокарточки различных людей и т.п.

Как уже было сказано, задача n-назад применяется для того, чтобы развить подвижный интеллект человека. Благодаря исследованиям, которые в 2008 году были проведены специалистом по работе мозга Сюзанной Йегги и её коллегами, было установлено, что систематическое выполнение задачи n-назад за достаточно непродолжительный период времени способно в значительной мере повысить способность к концентрации и показатели логического мышления.

Достоверность и корректность полученных Сюзанной Йегги результатов была поставлена под сомнение другим специалистом в данной области – Дэвидом Муди, который заявил, что окончательные измерения были произведены ошибочно. Однако в 2010 году Сюзанна Йегги провела повторное исследование, внеся в него определённые изменения, и подтвердила полученные ранее результаты.

Заключение

Подвижный интеллект, как уже было сказано в начале статьи, воздействует на мышление человека и его способность к решению поступающих новых проблем, вне всякой зависимости от того опыта, который был приобретён им в прошлом. Он имеет огромнейшее значение для огромного спектра умственных процессов и по праву считается одним из наиболее важных факторов, которые воздействуют на способность человека к обучению. Помимо этого, подвижный интеллект непосредственно связан с профессиональной деятельностью, что наиболее отчётливо прослеживается при работе в тяжёлых или сложных условиях.

Из всего того количества имеющихся на сегодняшний день методов и упражнений, предназначенных для тренировки мозга, только задачи n-назад способны спроецировать результаты регулярных тренировок на другие, изначально не задействованные виды умственной активности человека, что, собственно, и показали исследования Сюзанны Йегги. А это, в свою очередь, означает, что человек, который систематически выполняет задачи n-назад, становится умнее по всем параметрам.

Об этом можно с уверенностью судить хотя бы по тем комментариям, которые давали и дают люди, выполняющие задачи n-назад. Вот лишь несколько примеров того, какие изменения были замечены у этих людей:

  • У людей, выполняющих задачи n-назад, в значительной степени улучшаются способности к фокусировке и концентрации внимания,
  • У людей, выполняющих задачи n-назад наблюдается улучшение коммуникативных навыков, например, к поддержанию разговора,
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, гораздо легче начинают находить слова для выражения своих мыслей, а также более чётко эти мысли формулируют,
  • У людей, выполняющих задачи n-назад, отмечается улучшение навыка чтения – они начинают гораздо быстрее читать и достаточно глубоко вникают при этом в суть прочитанного,
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка и формируется здоровое самовосприятие,
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, достигают более высоких результатов в профессиональной сфере деятельности и личной жизни.

Даже этого небольшого количества примеров вполне хватает, чтобы заключить, что задачи n-назад являются предельно эффективными для развития человеком своих способностей и улучшения качества своей жизни. Тем более, решать эти задачи может любой человек, независимо от уровня своих умственных и интеллектуальных способностей, а каждый новый подход будет давать всё более лучшие результаты.

В дополнение ко всему вышесказанному следует отметить, что благодаря развитию современных технологий и, в частности, Интернета, задачи n-назад стали доступны людям не только в специализированных учреждениях, при обращении к высококвалифицированным специалистам или в тематической литературе. Сегодня каждый имеет прекрасную возможность решать задачи n-назад, не выходя из своей квартиры, сидя за столом со своим ноутбуком и попивая сок. Например, двойная задача n-назад нашла свою программную реализацию на самых популярных среди пользователей компьютеров и гаджетов платформ, таких как «Windows», «Linux», «Mac OS», «Android», «Haskell» и другие. Более того, выполнить различные модификации задачи n-назад вы можете онлайн – на нашем сайте – для этого нужно просто перейти по этой ссылке и начать игру.

Любите подобные игры, загадки, головоломки и тесты? Получите неограниченный доступ ко всем интерактивным материалам на сайте, чтобы развиваться эффективнее.

Желаем вам успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: