Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Возможно, вы никогда не слышали о зоне ближайшего развития, но вы точно уже сталкивались с ней.

К примеру, умеете ли вы ездить на велосипеде? Если да, то, скорее всего, вы учились этому с помощью тренировочных колес. Помните их? Маленькие колеса по обе стороны от заднего колеса велосипеда, которые частенько отваливались при езде по неровным поверхностям.

Наверняка, вы никогда не задумывались, почему так много людей осваивают езду на велосипеде с помощью учебных колес, ведь ответ кажется очевидным: очень сложно научиться ездить на велосипеде сразу. Человеку нужно осваивать некоторые навыки по одному за раз и в соответствующей возрастающей последовательности.

Зная это, задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько других навыков в своей жизни вы могли бы освоить без наставников, учебных пособий или без соответствующих постепенных шагов? Оказывается, что эффективное управление такими процессами является самым важным способом оптимизации обучения. Помощь в освоении мастерства наставничества окажет наш курс «Педагогика». Курс предназначен не только для преподавателей, но также для родителей и тех, кто сталкивается с обучением других людей, например сотрудников.

Ну а далее в статье мы расскажем о важной концепции в педагогике – зоне ближайшего развития.

Определение понятия «зона ближайшего развития»

В процессе развития мы имеем как физические, так и умственные ограничения, которые могут позволить нам усвоить некоторые понятия раньше, чем другие. Эта идея была закреплена в работах советского психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.

Выготский признавал, что на любом конкретном уровне развития существуют:

  • определенные проблемы, которые ребенок может решить без посторонней помощи,
  • определенные проблемы, которые ребенок может решить с чьей-то помощью,
  • некоторые проблемы, которые ребенок не может решить на данном этапе даже с чьей-то помощью.

Большая часть образования фокусируется на втором типе проблем — проблемы, которые находятся в пределах досягаемости возможностей развития ребенка. На языке Выготского проблемы, попадающие в эту категорию, рассматриваются как проблемы, находящиеся в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).

По словам самого Л. С. Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

То есть зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью, но пока не может выполнять самостоятельно. Эти навыки называются «ближайшими», потому что человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике, чтобы спустя время выполнять эти действия самостоятельно.

Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагогам рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:

  • наличие кого-то со знаниями и навыками, выходящими за пределы обучаемого (более осведомленный другой),
  • социальные взаимодействия, которые позволяют ученику практиковать свои навыки,
  • скаффолдинг, или вспомогательные мероприятия, предоставляемые наставником, которые помогают ученику в ЗБР.

Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Более осведомленный другой

Концепция «более осведомленного другого» достаточно самоочевидна: более осведомленный другой – это тот, кто имеет лучшее понимание или более высокий уровень способностей, чем ученик, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Именно он обеспечивает руководство и обучение в зоне ближайшего развития.

Социальное взаимодействие

Хотя кажется, что более осведомленный другой является взрослым учителем, это не обязательно так. В некоторых случаях сверстники ребенка или дети младшего возраста могут быть людьми с большим количеством знаний или опыта.

Например, подростковый период, когда формирование идентичности очень важно. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как себя вести и как одеваться.

Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения. Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.

Скаффолдинг

ЗБР неразрывно связана с термином «скаффолдинг». Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен психологами Брунером, Вудом и Россом для описания процесса обучения ребенка в ЗБР.

Скаффолдинг состоит из соответствующей помощи – действий, инструкций, инструментов и ресурсов для выполнения новой задачи или освоении нового навыка. Помощь постепенно уменьшается по мере того, как она становится ненужной. После этого студент сможет выполнить задание снова самостоятельно.

Применение ЗБР в учебном процессе

При применении концепции «Зоны ближайшего развития» необходимо принять во внимание следующее:

  • Зона ближайшего развития является подвижной. По мере того как учащийся приобретает новые навыки и способности, эта зона постепенно продвигается вперед.
  • Учителя и родители могут воспользоваться этим, постоянно предоставляя образовательные возможности, которые постепенно увеличивают имеющиеся у ребенка знания и навыки.
  • Давая детям задачи, которые они не могут с легкостью выполнить самостоятельно, и обеспечивая наставничество, необходимое для их выполнения, педагоги могут постепенно продвигать процесс обучения.

ПРИМЕР:

Преподаватель в курсе экспериментальной психологии может изначально предоставить студентам скаффолдинг, обучая их шаг за шагом посредством собственных экспериментов. Затем преподаватель может медленно уменьшать оказываемую поддержку, предоставляя лишь краткое описание необходимых действий. Наконец, студенты должны самостоятельно разрабатывать и проводить свои эксперименты.

Рекомендации по применению концепции «Зона ближайшего развития» в обучении

Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут помочь вам применить концепцию ЗБР в обучении:

  • Используйте понятный язык. Использование языка, соответствующего уровню обучаемого, облегчает понимание задачи и ускоряет прогресс.
  • Используйте открытые вопросы. Открытые вопросы заставляют ученика думать самостоятельно и не допускать повторения того, что кто-то уже сказал ранее.
  • Выявите ЗБР обучаемого. Для того, чтобы успешно использовать концепцию ЗБР, важно знать текущий уровень знаний ученика. Прежде чем начать урок, проведите короткую викторину или вводную дискуссию по теме, чтобы выявить области, уже освоенные учеником.
  • Не давайте ответы слишком быстро. Цель концепции ЗБР состоит в том, чтобы помочь обучаемому самостоятельно достичь результата, а не дать ему готовый ответ.

Эти несложные рекомендации пригодятся вам в обучении других людей. Далее же мы поговорим о собственном обучении, а точнее о том применима ли «Зона ближайшего развития» в самообразовании.

Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения

В роли наставников мы можем оказывать детям помощь в обучении: создавая зону ближайшего развития, мы помогаем детям выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.

Но задумываетесь ли вы, почему ЗБР может быть важной концепцией и для вас самих?

Не многие люди во взрослом возрасте осознают, что на регулярной основе они и сейчас продолжают учиться. Конечно же, мы вышли за пределы стадий развития, намеченных Выготским, и вышли за пределы того места и времени, когда ЗБР могла быть релевантной концепцией. Но тот факт, что все мы в некоторой степени остаемся «учениками», неоспорим. Подумайте о типах обучения, которые вы проходите ежедневно, и о том, как общая концепция ЗБР может изменить ваш подход к этому обучению.

ПРИМЕР:

Саша и Маша переехали в США. Маша совсем не знала английского, Саша же изучал английский язык время от времени в течение примерно десяти лет, поэтому в новой стране мог сам понимать базовые вещи и оставаться понятым. Пока Маша учила основные фразы на английском, Саша дал ей следующий совет: если она не знает английский перевод для слова, нужно попробовать добавить английский конец (и произношение) к русскому слову, и с большой вероятностью англоговорящие люди смогут ее понять.

Это кажется простым советом. Но Маша получила эту рекомендацию, когда еще не усвоила азы языка, хотя и концептуально поняла шаги: взять существительное (например, «функция») и изменить конец «-ция» на «-tion» функция → function. Маша не могла сделать это естественно, выходило неуклюже, и неизбежно получалось словно искаженное английское слово.

И лишь спустя несколько месяцев она поняла суть метода. Совет просто пришел слишком рано в ее процессе обучения — он был вне ее зоны ближайшего развития.

Можете ли вы вспомнить примеры, когда потерпели неудачу из-за учебного пособия, инструкций или совета от друга, которые получили слишком рано в своем учебном процессе? Это происходит чаще всего при изучении нового навыка — например, обучение вождению машины или катанию на роликах. В этих ситуациях вы, скорее всего, уже вовлечены в последовательный процесс обучения, в котором ваше продвижение зависит от поэтапной градуированной (от простого к сложному) последовательности обучения и учебных пособий.

Как diplomilirist использует преимущества ЗБР

Возможно, ни одна из описанных ситуаций не резонирует с вашим опытом. Однако многие из вас, читающих эту статью, являются учениками обучающих программ от diplomilirist. Если это так, подумайте о своем процессе обучения с помощью diplomilirist.

Вы когда-нибудь задумывались, какие темы вы узнаете в первую очередь, как часто повторяется объяснение сложных принципов, или сколько нового вы узнаете в каждом уроке и меняется ли это с течением времени? Это все элементы процесса обучения — когда представление материала зависит от степени соответствия вашему уровню обучения. По мере вашего развития меняется не только содержание материала, но и способ его изложения, поскольку вы становитесь более продвинутым учеником, а ваша зона ближайшего развития меняется.

Зона ближайшего развития является важным понятием как в области образования, так и в области психологии. Однако эту концепцию стоит учитывать не только в обучении детей, но и в собственном обучении. В следующий раз, когда вы расстроитесь из-за того, что у вас что-то не получается, потратьте минутку и проанализируйте ситуацию с учетом понятия «зона ближайшего развития». Возможно, камнем преткновения является не сама проблема, а то, как вы подходите к ней. А еще вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Желаем вам успехов в обучении!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: