Мишель Монтень был одним из самых влиятельных философов-гуманистов французского Возрождения. Его работы известны слиянием случайных историй с автобиографией – и все это с серьезным интеллектуальным уклоном. Самая известная и важная его книга называется «Опыты».
Монтень оказал непосредственное влияние на творчество многих западных писателей и ученых, в числе которых Фрэнсис Бэкон, Блез Паскаль, Жан-Жак Руссо, Ральф Уолдо Эмерсон, Штефан Цвейг, Айзек Азимов и, возможно, поздние работы Уильяма Шекспира. Отголоски его идей также прослеживаются в романах Федора Достоевского и Льва Толстого.
«Опыты»
Гуманизм Монтеня находит выражение в сборнике эссе «Опыты», который состоит из большого количества коротких субъективных трактовок различных тем, опубликованных в 1580 году, и вдохновленных его исследованиями классической литературы, особенно работ Плутарха и Лукреция. Цель Монтеня – описать людей, особенно самого себя, с полной откровенностью.
В сборнике он описывает свою собственную плохую память, способность решать проблемы и конфликты, не испытывая эмоционального участия, презрение к вечной человеческой погоне за славой и свои попытки отделить себя от мирских забот, чтобы подготовиться к своевременной смерти. Он пишет о своем отвращении к религиозным конфликтам того времени.
Мы собрали несколько запоминающихся и мудрых цитат французского просветителя. Возможно, некоторые из них позволят вам взглянуть и на современный мир и себя иначе. В этом, пожалуй, и состоит главная ценность великих философских работ – они способны в одной емкой (или не очень) фразе выразить мысль, о которой можно размышлять или спорить столетиями.
Цитаты Мишеля Монтеня
1
Со мной бывает и так, что я не нахожу себя там, где ищу, и, вообще, чаще нахожу себя благодаря счастливой случайности, чем при помощи самоисследования. Допустим, что мне удалось выразить на бумаге нечто тонкое и остроумное. И вдруг моя мысль настолько от меня ускользает, что я уже больше не знаю, что я хотел сказать.
Мишель Монтень, как многие люди, а особенно философы, постоянно «копался» в себе, пытаясь понять, кто он на самом деле, зачем живет и в чем состоит цель его жизни. В «Опытах» он достаточно скептически отзывается о себе, сетует на плохую память и вообще признается, что сам он не больших талантов. Неизвестно, почему Монтень пишет так откровенно о своих недостатках, но понятно одно – он проводил много времени, занимаясь самоанализом. И не всегда его удовлетворяло то, что он выяснял о своей личности.
2
Нет человека, которому пристало бы меньше моего затевать разговоры о памяти. Ведь я не нахожу в себе ни малейших следов ее и не думаю, чтобы во всем мире существовала другая память столь же чудовищно немощная. Все остальные мои способности незначительны и вполне заурядны. Но в отношении этой я представляю собой нечто совсем исключительное и редкостное и потому заслуживаю, пожалуй, известности и громкого имени.
В своих эссе он часто возвращается к теме своей плохой памяти. Впрочем, Монтень указывает, что до такой степени смирился с ней, что уже даже начал видеть в этом преимущества:
7
Он должен добраться до нутра всякого, кого бы ни встретил – пастуха, каменщика, прохожего. Нужно использовать все и взять от каждого по его возможностям, ибо все, решительно все пригодится – даже чьи-либо глупость и недостатки содержат в себе нечто поучительное.
Эта жизненная мудрость означает «Учитесь всему, всегда и везде» и она пригодится будущим писателям. Любое наблюдение можно бросить в топку творческого процесса.
8
Я черпаю из Цицерона.
Не стоит бояться собирать цитаты, интересные размышления, выписывать целые абзацы из книг, которые вам нравятся. Все это может впоследствии стать основой для ваших идей.
Желаем вам удачи!