Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистические теории личности

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: