Любой предприниматель ежедневно сталкивается с множеством вопросов. Достаточно ли эффективна его компания? Что можно улучшить или изменить и каким образом это скажется на бизнесе? В чем заключается проблема — в технологическом процессе, организации или людях? Нужно ли реорганизовать корпоративную культуру?
Предприниматели, которые концентрируются не только на сущности бизнеса, но и на теории, также задают этот вопрос: почему одна компания процветает, а другая едва сводит концы с концами? Ответ кроется в понимании причин эффективности, побуждениях, стимулах и взаимоотношениях между ними. Модель конгруэнтности была создана в 1980 году Д. Надлером и М. Л. Тушманом для того, чтобы предприниматели научились находить эту взаимосвязь. При помощи модели вы сможете понять, в чем причина проблем вашей компании.
Модель конгруэнтности базируется на том, что эффективность компании зависит от четырех компонентов:
- Работы,
- Людей,
- Структуры,
- Культуры.
Чем выше конгруэнтность (то есть совместимость) этих элементов, тем выше производительность. Например, если в вашем штате работают одаренные люди, а корпоративная культура находится на низком уровне, вы не сможете использовать все достоинства своих подчиненных.
Следуйте этим трем шагам для того, чтобы применить эту модель наиболее эффективно.
1
Проанализируйте каждый элемент отдельно
Работа: вы должны понять, какие именно задания и какая работа является ключевой для вашей организации и влияет на ее эффективность. Ее следует оценивать с двух точек зрения: как она выполняется и как завершается.
- Требует ли работа определенных навыков и знаний?
- Есть ли у людей способность и возможность ощущать внутреннее удовлетворение от выполнения работы?
- Эта работа рутинная или творческая?
- Как проходит работа ваших подчиненных?
- Какой подход необходимо выбрать для того, чтобы люди выполняли работу более эффективно? Быстрый? Тщательный? Осторожный? Аналитический? Точный?
- Какие вы видите взаимосвязи?
Люди: вы уже знаете, как выполняется работа. Теперь пришло время посмотреть на тех людей, которые ее выполняют. Вы должны знать, какой тип людей является наиболее важным для производительности.
- Кто влияет на выполненную работу? Босс, работники, внешние лица.
- Какими навыками обладают эти люди? Знания, опыт, образование, компетенция.
- Какие демографические показатели? Возраст, пол, этнос.
- Каковы предпочтения и ожидания ваших работников относительно вознаграждения, карьерных возможностей, признания?
Структура: этот элемент включает организационную структуру вашей компании.
- Как организована ваша компания? Механистически или органично?
- Существуют ли у вас отделения и какие именно?
- Демократичные или тоталитарные правила в вашей компании?
- Насколько стандартизирована ваша работа? Правила, политика, процедуры.
- Как вы измеряете эффективность работы, как стимулируете и вознаграждаете людей?
Культура: этот элемент касается неписанных правил, которые определяют то, как работа будет выполнена — отношения, убеждения, обязательства, мотивация, а также формальная или неформальная обстановка в коллективе. Этот элемент сложнее всего выявить, но он является одним из ключевых.
- Как вы думаете, почему люди работают в вашей компании?
- Как именно они выполняют свою работу?
- Каковы убеждения и ценности этих людей?
- Каков ваш лидерский стиль?
2
Проанализируйте взаимосвязь этих элементов
Знания комбинаторики вам подскажут, что из четырех элементов можно создать шесть пар. Проанализируйте их и выявите, не конфликтуют ли они друг с другом.
- Люди и работа: правильные ли люди выполняют эту работу?
- Работа и структура: работа выполняется в хорошо скоординированной манере и при этом организационная структура является уместной?
- Структура и люди: позволяет ли структура выполнять работу людям наиболее эффективно?
- Люди и культура: работают ли эти люди в обстановке и культуре, которая им подходит больше всего?
- Культура и работа: поддерживает ли корпоративная культура мотивацию работать продуктивно?
- Структура и культура: работает ли формальная и неформальная структуры гармонично?
3
Поддерживайте конгруэнтность
Все четыре элемента постоянно меняются, поэтому вам необходимо тщательно следить за изменениями. Создайте план действий и придерживайтесь его, однако сделайте его гибким для того, чтобы при изменении ситуации изменились и ваши действия.
Помните, что любая компания является живым организмом и работает по тем же принципам. Если один элемент является проблемным, тогда это повлияет на всю цепочку. Выявляйте слабые звенья и находите новые решения. Желаем вам удачи!