Синдром Стендаля

Синдром Стендаля

Все люди любят или делают вид, что любят, искусство, восторгаются им, ощущая перед ним благоговейный трепет. Наслаждаться картинами, архитектурой и другими видами искусства — признак человека образованного и стремящегося понять культуру во всем ее многообразии. Однако особо впечатлительные люди иногда испытывают феномен под названием синдром Стендаля и это явление сложно назвать позитивным влиянием искусства.

Понятие и история возникновения

Синдром Стендаля — это психическое расстройство, которому подвержены люди, входящие в контакт с предметами искусства. Характеризуется галлюцинациями, головокружением, паникой, страхом, ощущением отсутствия опоры под ногами, тахикардией и потерей рассудка. Есть два момента, которые влияют на появление синдрома — попытка ознакомиться с многочисленными произведениями искусства за очень короткое время (надлом психики) и крайне внимательное рассмотрение одного предмета искусства (полная вовлеченность в один сюжет).

Высоким искусством синдром не ограничивается — начать галлюционировать можно и при созерцании природных явлений, невероятно красивых людей или редких животных. Мы же сосредоточимся на синдроме, симптомами которого являются именно произведения искусства, потому что именно этот феномен является наиболее любопытным.

Синдром получил свое название благодаря Стендалю (псевдоним без имени). В 1817 году тогда еще молодой писатель посетил Флоренцию и был просто поражен архитектурным, культурным и историческим наследием города. Кульминация настигла писателя при выходе из церкви Святого Креста, где были похоронены Галилей, Микеланджело и Макиавелли, о что он очень подробно описал в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»). Стендалю казалось, что все стало бессмысленным, пустым и ограниченным и он едва не потерял сознание. В 1970 году итальянский психиатр Грациэлла Магерини заметила, что некоторые туристы, посещающие Флоренцию, подвергаются приступам паники и несколько дней не могут выйти из какого-то странного состояния. Магерини читала Стендаля, поэтому вспомнила его работу и назвала это состояние «Синдром Стендаля».

Доктор Магерини написала об этом книгу, где указала три важных момента:

  • итальянцы имеют иммунитет к этому синдрому, потому что живут в данной атмосфере с самого рождения
  • туристы из Азии и Северной Америки тоже практически не подвержены этому синдрому, поскольку их культура почти не имеет никакого отношения к флорентийской
  • наиболее подвержены этому синдрому одинокие люди с религиозным воспитанием

По ее мнению, в группе риска находятся люди особо впечатлительные, достаточно образованные, понимающие ценность произведений искусства и обладающие развитым, плохо контролируемым воображением. Человек мог очень давно мечтать о путешествии в место сосредоточения высокой культуры и искусства, то есть заранее имел благоговейное и трепетное предвкушение. Нередки случаи, когда человек переносится на полотно и становится непосредственным участником сюжета, полностью теряя связь с реальностью. А также когда человек пытается навредить картине или же даже уничтожить ее.

Какие произведения искусства могли бы вызвать головокружение и галлюцинации? Таких картин существует огромное количество и их восприятие сугубо индивидуально. Например, картина «Руки противятся ему» может вызвать тошноту и внутренний ужас даже через просмотр на компьютере. Но мельком глянуть вы ее можете, в начале она вызывает только неудобное, неуютное ощущение.

Родственные виды синдрома Стендаля

Если рассматривать этот синдром с научной точки зрения и патогенеза (симптоматики), у него есть родственники: Парижский и Иерусалимский синдромы. Парижский свойственен японцам, посетившим Париж и обнаружившим, что он совсем не такой, каким представлялся. В этих случаях пациентам характерна деперсонализация.

Иерусалимский синдром вызывается посещением этого города некоторыми туристами, которые начинают считать, что владеют божественным даром и силами пророчества. Такие люди склонны к ненормальной мании величия и страдают психоэмоциональными расстройствами.

Лечение

Если вам показалось, что синдром Стендаля является не очень опасным и не наносит вреда организму, смею вас огорчить. Пациентов иногда даже лечат в психиатрических клиниках. Правда, скорее всего человек и до посещения места скопления культурного наследия имел расшатанную психику, а путешествие только обострило его состояние, так что проблема значительно шире, чем может показаться.

Первым делом больного таким синдромом нужно увести с места, которое вызвало у него эти симптомы. Во многих случаях и этого достаточно. Однако иногда синдром принимает острую форму и тут уже не обойтись без нейролептиков, которые подавляют чувство страха и тревоги, возможно введение транквилизаторов. Пациенту, возможно, понадобятся внутримышечные инъекции с применением хлорпромазина и галоперидола.

Крайне важной медицинской техникой считается когнитивная и рациональная психотерапия, которая уберет травматические воспоминания и поможет прийти в норму и снизить эмоциональное напряжение. Так же вполне эффективны внушения и переубеждения.

Никакой профилактики не существует. Никто не застрахован от воздействия предмета изобразительного искусства. Повторимся, что скорее всего человек и так предрасположен к гиперчувствительности, а предметы искусства только обостряют этот процесс. В любом случае искусство повсюду, некоторое даже создано не человеческими руками.

А испытывали ли вы когда-либо синдром Стендаля? Конечно, не все бывали во Флоренции, но его можно испытать даже в церкви, при прослушивании органа, всматриваясь в фрески. Поделитесь историями в комментариях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: