Учебник по астрономии

Публикуемыми ниже материалами мы начинаем обсуждение нового учебника по астрономии для средней школы (автор профессор Б. А. Воронцов-Вельяминов). Обсуждение, проводимое по рекомендации Пленума ЦС ВАГО (Одесса, февраль 1970 г.) позволит ученым, методистам и учителям астрономии оценить научное содержание учебника, реализацию в нем методических идей новой программы по астрономии, а также выяснить, легче или труднее стало работать учителям и учащимся после выхода в свет нового учебника.

Учебник для изучения астрономия в 10 классе средней школы должен сообщать учащимся в компактной форме элементарные и разнообразные сведения из раздела естествознания, который приобретает все возрастающее значение в комплексе знаний каждого образованного человека. Учитывая это обстоятельство, а также то, что на астрономию в средней школе отведено очень мало часов, необходим учебник безукоризненный во всех отношениях. В частности, все формулировки должны быть предельно четки, строги и ясны. К сожалению, учебник «Астрономия» Б. А. Воронцова-Вельяминова, утвержденный Министерством просвещения СССР, этим требованиям не отвечает. В нем встречаются расплывчатые рассуждения, двусмысленные фразы и описания. Часто текст не согласован с рисунками и есть даже прямые ошибки. Недостаточно учтены знания по физике, которыми должны обладать ученики 10 класса.

Перехожу к конкретным замечаниям. Прежде всего, приведу несколько примеров неясных или неверных формулировок. На стр. 8, рассказывая о радиолокации светил, автор замечает, что «по времени прохождения отраженного радиосигнала определяют расстояние до светила». Но время от момента отражения сигнала до его приема определить нельзя. На стр. 11 в тексте длины волн даются в миллимикронах, а на рис. 8 без объяснения в ангстремах. На рис. 14 читаем: «Область созвездия — это род конуса, уходящего в бесконечность». Думаю, что все согласятся, что без объяснения это мало понятно. Кеплер (стр. 31) назван австрийским ученым, так же как и Фраунгофер (стр. 88). На стр. 31 про гиперболу сказано, что ее ветви «расходятся наружу». На стр. 37 написано: «Уран — планета, следующая за Сатурном, много веков считавшаяся последней из планет, была открыта В. Гершелем в конце XVIII в». Фраза бессмысленна из-за того, что вместо «считавшимся» напечатано «считавшаяся». На стр. 45 говорится, будто шарообразность Земли была доказана только наблюдениями космонавтов. О других доказательствах — ни слова. На стр. 47 сказано, что В. Я. Струве измерил в России и Швеции дугу меридиана от Ледовитого океана до Черного моря. В действительности он измерил дугу в России и Норвегии от Ледовитого океана до Дуная. Период вращения Меркурия (стр. 60) дан неверно: 220 суток вместо 58. На той же странице читаем: «Венера издавна привлекала к себе особое внимание уже тем, что она лишь немногим меньше Земли по объему и массе». Но объем и масса Венеры стали известны лишь в XVIII—XIX вв., а привлекала она внимание еще в античное время. На стр. 64 еще одна двусмысленность: «Из четырех гигантских планет лучше всего изучен Юпитер, самая большая и ближайшая к Солнцу планета».

Затмения Солнца вычислены вперед на сотни (до 2500 г.), а не на десятки лет, как сказано на стр. 69. Неясное представление вызывают слова на стр. 70: «плоскость лунной орбиты вращается в пространстве». Здесь следовало бы рассказать об узлах лунной орбиты, так как без этого трудно понять, какие условия необходимы для солнечных и лунных затмений. На стр. 71 утверждается, что в европейской части СССР до конца текущего столетия ни одно полное солнечное затмение не будет видимо. Однако полное затмение Солнца можно будет наблюдать 31 июля 1981 г. на Кавказе и в Сибири, 22 июля 1990 г. — в Карелии и районе Белого моря. На стр. 85 солнечная постоянная определена как количество энергии, падающей за 1 минуту на 1 см2 земной поверхности, без упоминаний о поглощении этой энергии в земной атмосфере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: